Цены на услуги ЖКХ растут опережающими темпами

26.10.2015 09:00

 

Расходы на содержание жилья становятся серьезной нагрузкой для граждан

 


                           С 1 июля 2016 года регионы планируют посадить на энергопаек. Фото РИА Новости

В 2016 году правительство установит предельные индексы изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. Максимальный прирост цен с июля 2016 года в среднем не должен превышать 4%. Такой предел обозначен в прогнозе Минэкономразвития. Его же подтверждают и чиновники Минстроя РФ. Тарифы на электроэнергию для населения предполагается поднять на 7,5%.

В 2016 году стоимость услуг ЖКХ для населения в среднем вырастет на 4%, с июля 2017-го – на 5,1%, через год – на 4,7%. Такие сведения содержатся в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, внесенном Минэкономразвития РФ (МЭР) в Госдуму 23 октября. В следующем году в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения становится обязательным переход на долгосрочное тарифное регулирование. Правительство РФ не станет определять предельно допустимый рост тарифов отдельно на тепло и воду, как это было раньше. Теперь кабинет министров станет устанавливать предельный индекс удорожания услуг в сфере ЖКХ в целом.

Объективным фактором, влияющим на рост тарифов, в основном будет рост цен на топливо, электроэнергию и другие материальные затраты, отмечается в документе. Для устранения дисбалансов может применяться механизм превышения предельных индексов изменения платы за услуги в отдельных муниципальных образованиях, говорится в прогнозе. При этом они не должны приводить к превышению среднего индекса, установленного в отношении соответствующего субъекта, поясняет МЭР.

Однако индексы ограничивают лишь часть коммунальных платежей. Тарифы на электроэнергию устанавливаются отдельно. По итогам текущего года цены на электричество для населения вырастут на 5–5,3%. Это на 2% меньше, чем предполагалось ранее. В следующем году на розничном рынке они вырастут в среднем для всех категорий потребителей в диапазоне 8–8,6% за год. Для населения тарифы вырастут с 1 июля 2016 года на 7,5%, с 1 июля 2017 года – на 8%, с 1 июля 2018 года – на 7,2%, говорится в прогнозе МЭР. Предполагается, что инфляция будет ниже этих цифр, однако такие меры необходимы, чтобы сократить величину перекрестного субсидирования в сфере электроэнергетики. Суть в том, что при такой схеме субсидирования промышленные предприятия, которые тоже потребляют электроэнергию, переплачивают за население. Объем перекрестного субсидирования ежегодно составляет примерно 250 млрд руб.

Прогноз МЭР не учитывает возможности введения «энергопайка» – так называемой соцнормы потребления электроэнергии, которую планируется установить во всех субъектах РФ до 1 июля следующего года. Напомним, что социальная норма потребления электроэнергии появится в 2016 году в каждом регионе страны. На определенный объем электроэнергии будут установлены низкие расценки, а за перерасход – повышенные. При регулировании тарифов потребления по соцнорме применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. Сверх соцнормы повышение тарифа до 40% от уровня установленной для социальной нормы. Напомним, что ранее правительству так и не удалось навязать регионам энергопайки. В начале 2014 года длительный конфликт из-за введения по всей стране норм потребления электроэнергии, похоже, разрешился. Ранее правительство стояло на том, что так называемый энергопаек будет введен во всех регионах страны с 1 июля 2014 года. Но эта «реформа» вызывала недовольство населения и региональных администраций. Не случайно лидеры «Единой России» и Народного фронта в один голос выступили против политически опасных тарифных экспериментов правительства (см. «НГ» от 31.01.14).

В нынешних же расчетах норм для предельного роста суммарного платежа чиновники не учитывают взносы граждан на капремонт. По данным Росстата, во многом из-за появления этого платежа в июле этого года жилищные услуги в Москве подорожали на 40,9% (взносы на капремонт составили 15 руб. за 1 кв. м). В целом по России, по данным Росстата, по итогам сентября 2015 года содержание и ремонт жилья (включая капремонт) подорожали для россиян на 24,8%.

Расходы на содержание жилья становятся серьезной нагрузкой для граждан. По официальным данным МЭР, реальные доходы населения в январе–августе 2015 года снизились на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Взносы на капремонт стали одним из существенных факторов, который увеличил суммарные расходы населения по жилищным платежам, отмечает депутат Госдумы РФ Галина Хованская. «Нагрузка на граждан сильно различается по регионам. В Санкт-Петербурге, например, ситуация спокойная из-за разумной величины платежей. В Петербурге власть установила дифференцированный в зависимости от типа дома взнос от 2,60 до 3 руб. за квадратный метр и предусмотрела в бюджете софинансирование на капремонт. Никакого массового недовольства по поводу возросшего платежа не наблюдается. В Москве, где с 1 июля ввели обязательный взнос на капремонт – 15 руб. с квадратного метра общей площади, реакция населения принципиально иная. Обращения к депутатам от москвичей начали поступать с апреля и теперь идут по нарастающей», – говорит Хованская.

Общий платеж по ЖКХ состоит из двух частей. Одна часть – это плата за коммунальные услуги. Она ограничена законом, именно на эту часть устанавливаются предельные индексы – на 2016 год в размере 4%. «Первые лица государства серьезно озабочены тем, чтобы эти индексы не превышались и общий платеж за коммунальные услуги не рос выше уровня инфляции. Даже есть такая формула роста тарифов – «инфляция минус». Вторая часть платежа – за жилищные услуги. Это плата, которую сами жильцы определяют на своем общем собрании дома. И только если они таких решений не приняли, тогда размер платежа устанавливают власти. То есть граждане могут повлиять на эту вторую составляющую платежа, если захотят. Но на размер обязательного взноса на капремонт собственники повлиять не могут – никаких ограничений в федеральном законе нет», – пояснила Хованская. Депутат напомнила, что в 2016 году для россиян изменится еще и порядок уплаты налога на имущество – не с инвентаризационной, как было ранее, а с кадастровой: «Весной население почувствует, какой это налог. А в сумме с остальными платежами – расходы на содержание жилья возрастут многократно».

Хованская отметила, что в Госдуму внесены поправки, согласно которым взносы на капремонт должны быть дифференцированы в зависимости от вида жилья (сейчас они одинаковы для владельцев как однокомнатной малогабаритки, так и для элитных квартир), а также иметь предельно допустимые индексы. Соответствующий законопроект Госдума РФ планирует рассмотреть в декабре 2015 года.

С депутатом согласен и директор Института социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Смирнов. Он считает, что нагрузка на население в части уплаты стоимости услуг по ЖКХ растет опережающими темпами: «Зарплаты мало где индексируют, индексация пенсий не покроет общего роста цен. Поэтому платежи по ЖКХ надо ограничивать не только в части коммунальных услуг, но и по взносам на капремонт. Необходимо устанавливать общий максимальный размер платежа. Такой подход заставит глав регионов руководствоваться здравым смыслом. Надо помочь гражданам справиться с проблемой капитального ремонта, которая грозит вылиться не только в неплатежи, но и в социальный протест». Эксперты замечают, что граждане часто не делают различий между составляющими общего платежа за жилье. Относительно скромное повышение коммунальных тарифов может быть перекрыто ростом платежей за капремонт. Поэтому недовольство граждан коммунальной сферой может сохраняться даже при ограничениях на часть коммунальных платежей.

«Сама по себе идея сбора средств на капремонт правильная, – считает эксперт Института экономики города Дмитрий Хомченко. – Но ни сегодня, ни в будущем собираемых денег на имеющиеся потребности в ремонте не хватит. На собранные деньги можно будет отремонтировать 10–20 домов при нужде в 10 тыс. Жаль, что закон о взносах на капремонт не определяет ни возможности привлечения заемных средств, ни оптимального размера взносов для каждого региона». 

Партнеры