Денис Мацуев:из авантюры вышел толк

01.10.2017 10:15

 

25 сентября 2017

Народный артист России ? в спецпроекте ТАСС "Первые лица"

                    

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Народный артист России ? в спецпроекте ТАСС "Первые лица"

 

 

 

 

 

 

? Слышали, как Владимир Путин играл "Город над вольной Невой" в ожидании председателя Госсовета Китая Си Цзиньпина? Что скажете об исполнителе, Денис Леонидович?

? Прикосновение к клавишам стало гораздо мягче. Любой, кто занимается музыкой, отметит прогресс.

? Значит, попытка зачетная?

?Сто процентов!

? Уроки музицирования, часом, не вы давали?

? Нет, не я. Ни часом, ни минутой. Клянусь!

? А если бы Путин попросил провести мастер-класс?

?Посоветовал бы ему достойного педагога.

? Но выступать перед президентом вам ведь случалось?

?Владимир Владимирович неоднократно приходил на концерты классической музыки, где я играл. Открытие конкурса Чайковского, новой сцены Мариинки... Все не упомню.

? А в узком составе?

?Как-то меня и Елену Васильевну Образцову приглашали в Бочаров Ручей. Кроме нашего лидера там находился тогдашний премьер-министр Италии Сильвио Берлускони с супругой.

? Что играли?

?Рахманинова, Прокофьева, Чайковского…

? А на заказ?

?Обошлось без этого.

Нет такого, чтобы перед президентами или в Carnegie Hall старался, а где-нибудь в провинции еле шевелил пальцами

Могу сказать честно и откровенно: мне без разницы, где и для кого выступать. Нет такого, чтобы перед президентами или в Carnegie Hall старался, а где-нибудь в провинции еле шевелил пальцами. Неважно, сколько человек в зале ? трое или две тысячи, кто зрители по социальному статусу. Всегда выкладываюсь по максимуму. Иначе перестану себя уважать.

У меня есть собственное субъективное мерило: если потерял за концерт пару килограммов, значит, не схалтурил, отработал нормально. Вчера, например, сбросил за вечер три кило. Не понимаю артистов, выходящих после выступления в сухой рубашке. У меня так не бывает. Кто-то не поленился, посчитал: в Третьем концерте Рахманинова ?пятьдесят пять тысяч нот. Не прогулочка с рюкзачком! Как на Эверест подняться.

? Вам приходилось давать приватные концерты главам государств, кроме Путина?

С президентом РФ Владимиром Путиным во время встречи с участниками музыкального фестиваля "Молодые звезды России", 2005 год
© Сергей Жуков/ТАСС
 
 
                                      
 
С президентом РФ Владимиром Путиным во время встречи с участниками музыкального фестиваля "Молодые звезды России", 2005 год
© Сергей Жуков/ТАСС

?Свою линию гнете, да? Начнем с того, что в 1991 году я стал лауреатом благотворительного фонда "Новые имена" и за короткое время побывал в нескольких десятках стран. Иветта Николаевна Воронова, первый президент фонда, регулярно включала меня в разные программы, в том числе с политическим подтекстом. Представьте, в шестнадцать лет я играл не только в Carnegie Hall или в венском Musikverein, но в штаб-квартирах НАТО в Брюсселе и ООН в Нью-Йорке, перед английской королевой Елизаветой и папой римским. У Иоанна Павла II побывал раз шесть. Словно по абонементу выступал. С королем Таиланда как-то играл в четыре руки. Он был композитором, сочинял музыку. Кстати, мелодичную, на приличном уровне…

Словом, еще в весьма юном возрасте я обзавелся большим количеством знакомых политиков. Опыт по этой части есть.

? Близость к российской власти не создает вам проблем на Западе? Ведь отношение к нашей стране изменилось, скажем так, не в самую лучшую сторону.

?Ну что значит "близость"? Я вхожу в Совет по культуре при президенте, где могу поделиться с главой государства наболевшим, обратить его внимание на проблему. Так, говорил о детском музыкальном образовании. По существовавшим стандартам, специальные учебные заведения для будущих музыкантов ?ЦМШ при Московской консерватории, школа при Гнесинке ?могли набирать учеников только с двенадцати лет. Хотя понятно, что закладывать каноны надо в куда более юном возрасте. Я посчитал долгом рассказать об этом Владимиру Путину. Был услышан. Сейчас ситуация исправлена. Набор на дошкольное обучение в ЦМШ ведется с четырех лет.

К сожалению, музыка уходит из общеобразовательной школы, а я уверен, что наряду с буквой и цифрой ребенок обязан знать ноту. Вне зависимости от того, станет ли музыкантом в будущем. Нотная грамота расширяет сознание, позволяет увидеть иной ассоциативный ряд. Готов говорить об этом с любых трибун ?высоких, низких, хоть с приставного стула, лишь бы дело сдвинулось с мертвой точки.

Я уверен, что наряду с буквой и цифрой ребенок обязан знать ноту. Вне зависимости от того, станет ли музыкантом в будущем

Кстати, тот факт, что решение по ЦМШ приняли оперативно, лишний раз доказывает: президентский совет ?не декоративный бантик, каковым его пытается представить кое-кто. Там обсуждаются конкретные, насущные вопросы из области культуры.

Но это точно не повод говорить о "близости" к власти. У меня нет театра или оркестра, я не получаю государственные гранты и бюджетное финансирование. Да, Министерство культуры выделяет часть денег на конкурс Grand Piano Competition, фестивали Crescendo и "Звезды на Байкале". На этом федеральные дотации заканчиваются. Что-то добавляет правительство Иркутской области, остальное собираю сам. Хожу по спонсорам, знакомым и приятелям, убеждаю, уговариваю, ищу способы и варианты. Скажем, премия правительства России, которую получил в этом году, целиком ушла на фестиваль "Звезды на Байкале". За него меня, собственно, и наградили.

? Круговорот денег в природе.

?Мне грех жаловаться. Я признан в родной стране, много лет ношу звание народного артиста и лауреата Госпремии, недавно мне вручили орден Почета, чем горжусь. Это моя родина, никогда не думал о том, чтобы уехать из России, хотя звали много раз. Начиная с 90-х годов. В Америку, Францию, Испанию, Англию… Хочу жить дома и спать в своей постели. Можете не верить, но в нашей двухкомнатной квартире на улице Ленина в Иркутске сохранилась та самая перина, на которой я засыпал в детстве. И ремонт там делать запрещаю. Все осталось, как почти тридцать лет назад. Даже любимый игрушечный лев в зеленом комбинезоне жив-здоров. И конечно, нигде мне так сладко не спится, как дома!

А сказать вам, сколько у меня было концертов в прошлом году? 264. Можно повторить прописью: двести шестьдесят четыре! С удовольствием гастролирую по миру, но должен знать, что обязательно вернусь в свою страну. Поэтому в отличие от многих коллег по цеху никогда не имел вторых или третьих паспортов, не оформлял видов на жительство, не готовил каких-либо "запасных аэродромов". Хотя, скажем, для получения израильского гражданства мне не пришлось бы прилагать усилий, поскольку моя мама наполовину еврейка. Пиши заявление в министерство абсорбции и забирай паспорт. Вообще не проблема! Но я не делал этого и мыслей в голове не держал. Зачем? И у моей дочери Ани, которой скоро исполнится год, российское гражданство. Это принципиально.

Да, отношение к России в мире изменилось, но на моих заграничных концертах по-прежнему полные залы, и я не чувствую, что люди стали как-то иначе на меня реагировать. Этого не было и нет.

? Но звучали же в Америке призывы отменить ваши прошлогодние гастроли?

?Слух, который попытались сделать новостью. В Бостоне несколько человек с плакатами постояли перед концертным залом. Это нормально для Америки. Там всегда кто-нибудь против чего-то протестует. В том числе возле Белого дома. И перед выступлениями Валерия Гергиева, Владимира Спивакова устраивали одиночные пикеты. В тот раз в Бостоне на них никто не обратил бы внимания, если бы не раздули тему. Сначала даже не в СМИ, а в социальных сетях. Washington Post, между тем, опубликовал хвалебную рецензию на мое выступление.

К сожалению, скандалы продаются лучше, чем хорошие вести. Вот мало ведь кто пишет, что, скажем, по моей наводке за последние годы для разных регионов России было приобретено более пятидесяти роялей Steinway & Son, а новый концертный инструмент стоит сто шестьдесят тысяч евро. Немаленькие деньги, согласитесь. При правильном обслуживании Steinway должен служить до тридцати лет. А сколько качественных роялей других производителей куплено по стране? Сотни! Не только я, другие пианисты не могли приехать в иные города из-за того, что там не на чем было играть. Ситуация изменилась. Считаю рояльное движение своей победой и горжусь ей. Например, стараниями губернатора Оренбуржья Юрия Берга новые салонные Yamaha теперь стоят в восемнадцати районных центрах области. И приобретены они не на бюджетные средства, а на деньги частных спонсоров. Как-то вместе с Юрием Александровичем за день облетели четыре города, и в каждом я опробовал инструменты. Гай, Бузулук, Бугуруслан, Беляевка…

Сейчас будем решать новую проблему: на всю страну у нас от силы пять залов, где поддерживают правильную температуру и влажность. Для инструмента условия хранения критически важны. От перепада и дека может треснуть. Бывает, приезжаю через год и не узнаю рояль. Его легко убить. Полдела ?купить, надо научиться содержать. Приходится убеждать. Ездим с настройщиком Steinway Владимиром Спесивцевым, объясняем, что нужен специальный Dampp-Chaser (система климат-контроля для роялей и пианино ? прим. ТАСС) под рояль за двадцать тысяч рублей…

На мой взгляд, наличие классного музыкального инструмента в регионе ?показатель культуры, обязательное условие для гастролей хороших исполнителей. И здесь нужна поддержка СМИ, чтобы о проблеме говорили, обращали внимание меценатов и спонсоров.

? Могу ошибиться, но впечатление, что ваш гастрольный темп способен выдерживать, пожалуй, лишь Валерий Гергиев.

? Да, это мой старший брат. Мы даже ведем негласное заочное соревнование, кто больше концертов проведет за год. Должен с сожалением констатировать, что лидирует Валерий Абисалович, хотя он постарше. Его рекорд побить трудно: как-то маэстро днем дирижировал оркестром в Амстердаме, а вечером играл уже в Нью-Йорке. Иногда кажется, что Гергиев управляет временем, умеет его останавливать.

        
С художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым на Байкале
© Евгений Евтюхов
 
 
 
С художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым на Байкале
© Евгений Евтюхов

У нас случались и совместные ударные отрезки: в 2016-м на Пасхальном фестивале в полдень мы начинали концертом Чайковского в Белгороде, в пять часов играли Шостаковича в Курске, а в девять вечера в Орле была Рапсодия на тему Паганини ля минор Рахманинова. Три выступления в день с тремя разными программами.

? Сочувствую орловским зрителям ? им достались выжатые Гергиев с Мацуевым.

?Ошибаетесь. Отработали на ура. А потом гениально попарились в бане. Валерий Абисалович это дело тоже уважает.

Больше скажу: мне нравится подобный ритм жизни. Не люблю приезжать в город за несколько дней до концерта, подолгу спать, неспешно завтракать, спокойно репетировать… Меня это расслабляет, выбивает из привычной колеи, когда все время надо торопиться, чтобы везде успеть.

? Какое слово тут уместно? Чёс?

?Вот ни на грамм не к месту. Чёс ?халтура под фонограмму ради зарабатывания денег.

? Вы тоже не даром выступаете.

?Безусловно. Но это точно не главное, что заставляет выходить на сцену. Уже говорил, что часть денег идет на организацию фестивалей, кроме того, на фонд "Новые имена", который возглавил после ухода Иветты Вороновой, на благотворительность в чистом виде. Не хочу развивать тему. Неправильно, нескромно. У меня перед глазами есть хорошие примеры старших товарищей, мэтров, которые давно занимаются подобным и почти никогда не говорят об этом вслух. Знаете, во мне сидит сибирское: не обижай и помогай.

? У вас же была в чем-то схожая история, когда Евгения Михайловна, ваша бабушка, продала квартиру в Иркутске, чтобы вы могли учиться музыке в Москве?

?Решение принимали всей семьей. Папа с мамой ныряли с головой в такую неизвестность, что сложно представить. Никто не давал гарантий, будет ли из авантюры толк. Оставалось верить в судьбу и счастливую звезду. Прозвучит громко, но это был настоящий родительский подвиг. Папа с мамой прекрасно понимали: я перерос местный уровень, для дальнейшего прогресса мне нужно вариться в одном котле с ровесниками из ЦМШ или Гнесинки. Требовался импульс, пятнадцать лет ?возраст критический. Как ни прискорбно, многие потенциально талантливые музыканты останавливаются в развитии именно из-за того, что в ключевой момент не делают шаг вперед. Да, неизвестность страшит, но необходимо себя пересиливать, если рассчитываешь добиться чего-то серьезного в будущем.

Бабушка продала квартиру за тринадцать с половиной тысяч долларов, отдала их нам, чтобы было, с чем ехать в Москву. Мы несколько лет жили на эти деньги

При этом надо отдавать отчет, что в конце 80-х годов культурная жизнь Иркутска была так или иначе завязана на папу, он писал музыку для многих спектаклей местных театров. Мама преподавала игру на фортепиано. И вот бабушка продала квартиру за тринадцать с половиной тысяч долларов, отдала их нам, чтобы было, с чем ехать в Москву. Мы несколько лет жили на эти деньги. Родители оставили налаженный быт, привычный круг и отправились в арендованную однушку на проспекте Маршала Жукова. Первый этаж: с одной стороны ?лифт, с другой ?вечно пьяный сосед Валера. Периодически он приходил и просил меня сыграть одну и ту же мелодию ?вальс из кинофильма "На семи ветрах". После этого допивал бутылку и засыпал с блаженной улыбкой на лице…

Папа предлагал свои услуги московским театрам, подрабатывал репетитором, вел кружок в доме детского творчества… В магазинах было пусто, даже сахар отпускали по карточке москвича, которая нам, естественно, не полагалась. Что и говорить, лихая пора, тем не менее вспоминаю то время как один из самых счастливых периодов жизни.

© Кирилл Кухмарь/ТАСС
 
 
                                      
 
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Конечно, и случай сыграл роль. Осенью 1990 года фонд "Новые имена" пригласил меня в Москву для съемок в передаче "Утренняя звезда", которую вел Юрий Николаев. Так я впервые попал на центральное телевидение и сыграл собственную джазовую фантазию под названием "Воспоминание о Париже". Годом ранее я давал концерт в Сорбонне. Это была сенсация: мальчик из Сибири играет для профессоров и студентов в столице Франции. Та поездка произвела на меня сильнейшее впечатление. Помню, увидел Place du Ch?telet ? и крышу сразу снесло. Я зачем-то привез с собой военный китель, взял диски Пола Маккартни Back In The USSR, водку и икру. В итоге подарил все французам, у которых жил. Это была семья журналистов. Их сын Александр через год приезжал в Иркутск и гостил у нас дома.

А тогда, вернувшись из Парижа, я сочинил джазовую композицию, которую позже исполнил в "Утренней звезде". В Москве мы останавливались у хорошего папиного знакомого Игоря Копырина на улице Генерала Карбышева. А в соседнем доме располагалась ЦМШ. Чистой воды совпадение! Здание в Собиновском переулке закрыли на ремонт, и школа на время переехала из центра. А мы, значит, проходили мимо. Шли своей дорогой. Игорь Копырин возьми и скажи: "Вот куда вам нужно! Зайдите поинтересуйтесь, вдруг Дениса возьмут". Откровенно говоря, идея выглядела абсолютно бредовой: учебный год начался, классы давно набраны. Но Копырин настоял. Как ни странно, нас принял директор Валентин Сергеевич Бельченко. Потрясающий человек, уникальный педагог. Выслушал нас и предложил мне что-нибудь сыграть. Я исполнил прелюдию Рахманинова и все ту же джазовую фантазию о Париже. Бельченко помолчал минутку и сказал: "Ну хорошо. Зачисляем. Приезжай. Прямо сейчас".

Я вышел из кабинета, не понимая, что же дальше. Мы вернулись в Иркутск и начали думать. В моей жизни много таких импровизаций, когда все решает случай. Если бы не зашли в тот раз в ЦМШ, может, я туда не поступал бы и судьба сложилась совершенно иначе. Уходить из родной школы №11 имени Владимира Маяковского я не хотел, тем более уезжать из Иркутска. Устроил родителям дикий скандал!

Устав слушать мои истерики о друзьях-товарищах и Байкале, без которых я не мыслил жизни, мама привела железобетонный аргумент: "Зато сможешь ходить в "Лужники" на "Спартак"

Забавно, но решающую роль сыграла любовь к… футболу и московскому "Спартаку". Устав слушать мои истерики о друзьях-товарищах и Байкале, без которых я не мыслил жизни, мама привела железобетонный аргумент: "Зато сможешь ходить в "Лужники" на "Спартак".

Я моментально замолк. Мудрая мама знала, чем купить сына! Увидеть воочию Черчесова, Карпина, Мостового, Шалимова, Радченко, Бесчастных и остальных кумиров ?самая лакомая морковка, за которой я отправился бы на другой конец света. Понимаете, да? Я ехал в Москву не ради учебы в ЦМШ, а чтобы живьем болеть за "Спартак"!

На стадион всегда приезжал за три часа до матча, чтобы почувствовать атмосферу, пропитаться духом предстоящего действа. На пятачках перед трибунами собирались болельщики разных возрастов, начинались бесконечные обсуждения состава, тактики на игру… И после финального свистка я сразу не уходил. Даже после проигрыша. Стоял и слушал, смаковал впечатления от увиденного

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/opinions/top-officials/4580817

Партнеры