Дочь народного артиста СССР Елена Ульянова — о требовательности отца, его сходстве с Лениным и железобетонных принципах

20.11.2017 14:30
 
 
Выделить главное

 

 
выкл
 

Сегодня народному артисту СССР Михаилу Ульянову исполнилось бы 90 лет. Четверть жизни он руководил Театром имени Вахтангова, десять лет возглавлял Союз театральных деятелей, но кумиром публики был всегда. Самый лучший председатель, непримиримый генерал Чарнота, подлинный Жуков, истинный Ленин. А для Елены Ульяновой — любимый отец. С дочерью Михаила Александровича «Известия» вспомнили великого актера.

— Елена, ваш папа заложил традицию в Театре Вахтангова не бросать стариков, оставлять их при театре, даже тех, кто не выходит на сцену. Римас Туминас тоже поддерживает их, поставил спектакль «Пристань». Вам не обидно, ведь то, за что многие благодарны нынешнему худруку, начинал еще Ульянов?

— Когда началась перестройка, многие театры перешли на договорную систему. Директор Театра оперетты Владимир Тартаковский был первым, кто внедрил ее. Узнав об этом, я тогда приехала домой к родителям на Пушкинскую площадь и стала убеждать Михаила Александровича уволить стариков, потому что в те времена труппа была огромная, больше 80 человек. При этом получали все копейки — и играющие, и неиграющие.


Артист Театра им. Евгения Вахтангова Михаил Ульянов с женой Аллой Парфаньяк и дочерью Леной дома.

Фото: РИА Новости/Михаил Озерский

Многие старики получали зарплату, а на сцену не выходили. А молодые — Маковецкий, Суханов, Аронова — были заняты активно в репертуаре, но деньги получали те же. Приходилось изменять театру на стороне, зарабатывая в кино и на телевидении. Это вредило репертуару.

Отец очень внимательно выслушал, а потом жестко ответил: «Пока я жив, ни одного старика из театра не уволю! На свою пенсию они не проживут, умрут с голоду, ты не понимаешь этого?» В театре испокон веков не было принято увольнять стариков. Отсюда выносили только вперед ногами. Такова традиция русского театра. Отец просто ее продолжил.

Когда он ушел, первое, что сделало новое руководство, — уволило из театра стариков, включая мою маму Аллу Петровну Парфаньяк. Маме я никогда не говорила, что она уже не актриса Театра Вахтангова, берегла ее. Но факт остается фактом.

— Поступив так со стариками, в театре опомнились и создали спектакль «Пристань» специально для них?


Галина Коновалова (Бывшая артистка имперских театров) и Олег Макаров (Парикмахер) в сцене из спектакля «Пристань»

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ
Михаил Ульянов: "В Борисову влюблялись и продолжают влюбляться"
Губернатор Ульяновской области предложил захоронить Ленина на родине
Театр имени Вахтангова с аншлагом выступил на фестивале SIBIU
Леонид Соков: от Малевича до Ильича

— «Пристань» ни при чем. В этом спектакле заняты народные, заслуженные, а увольняли неизвестных, просто стариков-актеров, которых в театре значительно больше. Спектакль Римас Владимирович придумал к юбилею театра. За это Туминасу нужно в ноги поклониться. Он дал старикам такой глоток воздуха, творчества! В «Пристани» все сыграли грандиозно. Я говорю, а у меня мурашки по спине бегут, потому что спектакль получился фантастический. Он идет до сих пор, но…

— Каждый год становится короче.

— Когда «Пристань» вышла, я спрашивала Римаса: «А что если?..» «А ничего. Будут уходить — будем сокращать. Второго состава не будет никогда». И это очень правильная идея. Уже нет Вячеслава Шалевича, Галины Коноваловой, Юрия Яковлева. Старики уходят. Незаменимые есть.

— Помнят ли о Михаиле Александровиче в театре?

— Конечно. Существует музей, есть выставка в фойе третьего этажа, где можно увидеть костюмы отца, фотографии из спектаклей.

— Вам не кажется, что, не руководи Михаил Ульянов театром, он жил бы дольше? Больше бы играл на сцене, снимался в кино.

— Для отца, безусловно, это было очень тяжело. Он начинал, когда еще был в силах, в фаворе, востребован и просто «на коне». Впрочем, нельзя сказать, что он что-то не сыграл — должность не убивала творчество.

Его здоровье подорвал период, когда он был председателем Союза театральных деятелей. СТД он возглавлял два срока, в свои самые плодотворные годы. И за эти десять лет Ульянов не сыграл ни в одном фильме, не выпустил ни одной премьеры. Это была его трагедия. Михаил Александрович дико переживал, но так как был человеком очень ответственным, обязательным, как говорят, «мужик сказал — мужик сделал», он пахал на СТД.

Это гигантская организация, в которой были сосредоточены проблемы театров всей страны. И за что бы Михаил Александрович ни брался, он всегда всё пропускал через себя, принимал близко к сердцу.

— Можно ли сказать, что в профессии Михаил Александрович был заложником своей фамилии? Ульянов должен обязательно сыграть Ленина и соответствовать ему во всем.

— Ну нет. Отец показал себя как очень положительный, надежный, талантливый герой нашего времени. А Ленина Михаил Александрович сыграл не из-за фамилии, а потому что его в этой роли видели режиссеры. У него в багаже четыре фильма и два спектакля. Первый раз ему предложили сыграть Ильича в четырехсерийном телевизионном спектакле Леонида Пчелкина «Штрихи к портрету В.И. Ленина». Папа был еще молод. Вместе с ним снимались такие же молодые и не сильно именитые тогда Игорь Кваша, Олег Табаков, Олег Ефремов. Пчелкин сделал настолько хороший и откровенный фильм, что его положили на полку лет на 20. И даже более того — его потребовали уничтожить.

Но история оказалась мистической. Кто-то из технического персонала сохранил копию картины, через 20 лет эта копия всплыла, и фильм решили показать.

А на сцене он играл Ленина в классической постановке «Человек с ружьем». Как только наступал юбилей Ильича, все театры страны ставили этот спектакль. В Вахтанговском он впервые появился в 1937 году. Позже Роберт Стуруа сделал жесткий, своеобразный «Брестский мир». Ленин в его постановке был совершенно не похож на того дедушку с портретов. Хотя если говорить о внешнем сходстве, то в гриме отец — вылитый Ленин. У нас есть портрет — одно лицо с Ильичом.

— Кто-нибудь из правнуков Михаила Ульянова планирует пойти в артисты?

— Ну, если только Настя. Ей сейчас, как и брату Игорю, почти 11. Мы поддерживаем желание Насти, хотим отдать ее в театральную студию. А когда я хотела пойти в актрисы, отец был категорически против. До сих пор помню, что он сказал: «Актер — профессия зависимая. Будешь марионеткой на веревочках, будешь зависеть от всех — от коллектива, от режиссера, который то ли видит тебя в роли, то ли нет. И ничего ты не сделаешь с этим».


Дочь Елена Ульянова

Фото: РИА Новости/Игорь Руссак

— А если ты дочка большого артиста, достанется еще и за фамилию.

— Тем более за Ульянову. Даже в моей не касающейся театра жизни художника меня всё время сравнивали с отцом. И вечно была зависть, недоверие и убежденность, что я живу только по блату. Хотя у отца был железобетонный принцип, что я должна всего добиться сама. Он категорически не помогал.

Я часто вспоминаю тот разговор с отцом и благодарю его, что спас и сделал из меня самодостаточную личность, состоявшуюся в своей профессии.

— Почему фильмы с Михаилом Ульяновым любимы по сей день?

— Много проходного в жизни и в искусстве стало. Раньше каждый фильм, спектакль репетировали, выстраивали месяцами, а то и годами. Нюансы прорабатывались с такой тщательностью, что это выходило мощно и грандиозно. Фильм «Председатель», в котором Михаил Александрович играл с Нонной Мордюковой, снимали полтора года. Сейчас за этот срок снимут несколько сериалов. В таком темпе актер не успевает раскрыть свое дарование, вычленить суть образа.

Отец очень тщательно выбирал материал. Сценарии и пьесы стопками лежали на столе. Не найдя ничего стоящего, он эти стопки отправлял в гараж. Умел отказаться. А всё, за что брался, — пропускал через сердце. Это по силам только большим артистам.

Партнеры