Министр образования и науки РФ Ольга Васильева: Школьников ждут новые экзамены!

08.08.2017 09:15

 

Год назад - 19 августа - Ольга Юрьевна возглавила Минобрнауки. Что сделано за это время? Какие планы на будущее? Об этом мы и поговорили с «главной учительницей» страны [видео]
Министр образования и науки Ольга Васильева рассказала читателям «КП» и слушателям нашего радио о перспективах российского образования.Министр образования и науки Ольга Васильева рассказала читателям «КП» и слушателям нашего радио о перспективах российского образования.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Изменить размер текста:

ПРО ЛИТЕРАТУРУ

- Ольга Юрьевна, начну с того, что наболело лично у меня… В этом году я был в приемной комиссии на факультете журналистики одного из ведущих вузов страны. Абитуриенты - ребята с очень высокими баллами по ЕГЭ, по литературе почти у всех 90 и выше. Я задавал простой вопрос: честно скажите, вы читали «Войну и мир»? Большинство признавались: нет, не читали. Даже среди тех, кто выбрал гуманитарные специальности, в лучшем случае читавших Толстого один из сорока! А в новых федеральных государственных образовательных стандартах появился жесткий список литературы. Вы уверены, что теперь классиков дети прочтут?

- Не уверена. Вы сейчас ничего нового не рассказали. Девочки и мальчики, которые поступали на журфак, школьную программу не знают, «Войну и мир» не читали. Но начало проблемы лежит не в 10-м классе, когда по программе читают Толстого. Мое глубочайшее убеждение: если ребенка не приучать к книге с рождения, не развивать его речь, вряд ли он потом станет читателем. Любой педагог вам скажет: у нас в начальной школе все хорошо идет, дети осваивают чтение, азы грамотности. А потом - в 5 - 7-м классах - провал, яма. С 8-го класса их начинают вытаскивать, заинтересовывать. Но уже удается это сделать далеко не со всеми…

Конечно, легче дать розовый гаджет 3-летнему ребенку, включить мультики и заняться какими-то своими делами.

- А как тут поможет список классической литературы, обязательной для чтения?

- Есть вещи, которые априори надо знать, хотя бы прикоснуться к ним. Если ты живешь в этой стране, ты должен знать ее историю и культуру. Ну не должно быть так, чтобы молодой человек не читал ПушкинаЛермонтоваЧехова! Мы как страна возникли не сегодня. Я понимаю, что есть современные образцы литературы и их тоже хорошо бы знать. Но классика - это основа.

- Беспокоит, что этот список может превратиться в очередную школьную формальность. «Вы хотите, чтобы мы прочли? Хорошо, мы посмотрим краткий пересказ в интернете».

- Нет, так не будет!

- Но с сочинением-то так происходит! Процитирую Ирину Кочергину, учительницу русского языка из Москвы. Она пишет про обязательные сочинения одиннадцатиклассников: «Исчезли интересные, нестандартные работы, стало меньше примеров не из курса школьной литературы». «Учителя и ученики поняли, что зачет получить несложно, можно разучить два-три примера из пройденной классики к каждому направлению. Алгоритм «подготовка и натаскивание» найден. Читать произведение совсем необязательно».

- Возвращение сочинения - это только первый шаг, начало. Вы же понимаете, что такое сочинение далеко от классического. Двадцать лет в школе не писали сочинений, не учили говорить, не учили формулировать свои мысли! Недавно ко мне пришел родитель (его дочка только поступила в университет) и говорит: «Ольга Юрьевна, доколе? Я опять должен брать репетиторов! Теперь, чтобы научить ребенка говорить и писать, чтобы дочка не боясь сдавала первую сессию». Я спросила: а вы-то делали что, когда она родилась? На школу понадеялись? Так не бывает, чтобы мы спустили список литературы и все вдруг сели и начали читать Чехова. Но должна быть мотивация открывать книги. Может быть, для кого-то она будет в том, что такая литература в списке обязательных.

- Подождите, вы только что сказали: ко мне пришел родитель. К вам как к министру так легко попасть?

- Попасть легко. Я могу отложить дела и сидеть разговаривать. Когда приходит человек неравнодушный, когда ему важно поговорить о наболевшем. Во время моих многочисленных поездок мы много общаемся и ко мне как министру можно попасть на прием…

- Мы отвлеклись. Я так понимаю, что новый обязательный экзамен по русскому языку, который в этом учебном году вводится в девятом классе, это следующий шаг по возвращению интереса к родному языку. Как будет построен этот экзамен?

 

- Пока он пройдет в нескольких пилотных регионах. А через год, думаю, его будут сдавать везде. Школьнику будет предложено прочитать небольшой рассказ. А потом - беседа по прочитанному тексту. Как ребенок рассуждает, какие мысли ему пришли в голову после прочтения рассказа. Узнал ли автора, читал ли его еще что-то, какие главные герои, если они тебе знакомы.

- Ага, проверять будут учителя из своей школы?

- Конечно, свои.

- Ну это легкий вариант...

- Почему мы так плохо относимся к своим учителям?

- А как? Мы его в этой школе девять лет учили, а теперь признаемся, что он не умеет сформулировать свои мысли?

- Поначалу в экзаменационной комиссии будут и приглашенные эксперты.

ПРО СТАНДАРТЫ

- У критиков новых образовательных стандартов я прочел, что они специально были выложены на обсуждение в разгар каникул, когда педагоги реже сидят за компьютером. Что из них исчезло понятие «гражданское общество». Исчезло требование формирования потребности в систематическом чтении...

- Про гражданское общество есть разделы в обществознании. Никто это понятие из школьного курса не убирал и убирать не собирается. Также меня упрекали, что нет в стандартах понятия «лидерство». Это тоже не так. Оно как явление изучается и в старшей, и в основной школе.

Что касается систематического чтения. Читать с целью познания мира - это важно. Но чтение и так должно быть систематическое. Проблема глубже! У нас сейчас, по разным оценкам, от 25 до 45 процентов школьников не обладают навыками функционального чтения. То есть текст читают, но не понимают написанного. Надо ситуацию исправлять.

Ну а то, что вывесили документ для обсуждения летом… Это не было специально. Над стандартом работал огромный коллектив. Три тысячи экспертов. Мы привлекли к этой работе большое количество молодых членов-корреспондентов Академии наук. Они все родители, для них это было важно. И закончили как раз к июлю. Напротив, для учителей это лучше - больше времени почитать документ, подумать. Новые стандарты для старшей школы будут выложены для обсуждения в октябре.

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

- А кроме новых стандартов что делается?

- Второе направление, которое должно обеспечить качественное образование для всех, - разработка концепций преподавания практически всех предметов. На их основании будут написаны учебники. Новых подходов требует их экспертиза. Раньше издатели искали авторов, печатали их учебники, отдавали на экспертизу и по ее результатам попадали в Федеральный перечень учебников. Сейчас есть поручение президента разработать более четкую систему отбора учебников. Выполнить его мы должны до конца августа.

Когда заработает система, количество учебников сократится. По каждому предмету необходимо две-три линейки, среди которых будут и базовые, и углубленные учебники. Так что одного «единого» учебника не будет, и это важно понимать.

И третье - переподчинение школ регионам. В чем тут плюсы? Содержательная часть выстраивается четче. У нас подушевое финансирование школ. Бюджет зависит от количества учеников. Но нормы этого финансирования на всегда равные. Есть примеры, когда регионы содержат свои замечательные лицеи, гимназии исходя из повышенных нормативов. А в это время в школе в каком-нибудь селе в этом же регионе норматив существенно меньше. Я считаю, что затраты на ребенка должны быть равные.

Передачу школ на региональный уровень мы начнем с эксперимента. В нем будут участвовать 17 регионов. Модели такого перехода будут разными. Каждый подберет под себя. У нас есть небольшие области, где системой образования удобно руководить из одного центра, а есть огромные регионы, где нужно учитывать специфику каждого района.

- Ольга Юрьевна, вы говорили, что передача на региональный уровень - это процесс возвращения школ государству. Но по законодательству региональные министерства образования федеральному министерству напрямую не подчиняются. Вертикаль управления не выстраивается.

- Мы ни разу о вертикали власти в школе не говорили. Мы говорим о том, что главное для нас - это единое образовательное пространство. Выстроить его в рамках регионов можно.

ПРО ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

- С нового учебного года в школах запускается школьное телевидение. А школы-то его потянут?

- Потянут. У нас практически нет школ, где нет интернета. Было поручение президента на основе предложения ТАСС. Все будет организовано так: одна часть - это новости страны и мира. Самые интересные. С учетом школьного возраста. Их будет передавать ТАСС. Вторая часть - это телевидение самой школы с их ученическими новостями, событиями. Министерство войдет в редакционный совет этого телевидения.

- На чьи плечи ляжет закупка оборудования?

- Основным оператором выступает ТАСС. Но, во-первых, у нас и сейчас практически нет ни одной школы, где бы не было возможности транслировать телевидение. Во-вторых, особого оборудования и не требуется. Сейчас в смартфонах, планшетах есть камеры. Программы для монтажа тоже в гаджетах. Думаю, дети будут с удовольствием этим заниматься.

- А у нас в школе интересно и весело. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

- А у нас в школе интересно и весело.Фото: ОЛЕГ РУКАВИЦЫН

ПРО АСТРОНОМИЮ

- С 1 сентября в школах вводится новый-старый предмет - астрономия. Не будет ли так, что он просто превратится в дополнительный час занятий по физике?

- Не думаю. Вообще не понятно, как страна, первой полетевшая в космос, имеющая ежегодно олимпийских призеров по астрономии, не преподает в школе астрономию. Интерес к этому предмету был всегда! Обязательный объем - не менее 35 часов. А вот в 10-м или 11-м классах - это школа должна решать сама. Большая часть начнет вводить астрономию уже с первой четверти. Но можно будет начать преподавание и со следующего года - если, например, учителя еще не прошли курсы повышения квалификации.

ПРО УЧИТЕЛЕЙ

- Вы много говорите о том, что надо повышать уровень учителей...

- Не только говорим, но и делаем. Вместе с профсоюзами министерство разрабатывает новую «табель о рангах» для учителей. Будут квалификации «учитель», «ведущий учитель», «старший учитель». Причем еще и внутри каждой ступени будут свои категории. Чтобы учителю было куда расти, к чему стремиться.

- А что за экзамены придумали для учителей?

- Нужно поднимать уровень знаний учителей. В новом учебном году осенью в 15 регионах учителям предстоит сдать тесты, аналогичные ЕГЭ. Пока по двум предметам - математике и русскому языку. На основании результатов мы поймем, где недорабатываем, какие темы «проваливаются», как выстраивать систему повышения квалификации педагогов.

ПРО НОВЫй ЕГЭ

- В ЕГЭ ничего менять не будете?

- В этом году в полтора раза сократились нарушения во время проведения ЕГЭ. И это хорошо. С 2020 года экзамен по иностранному языку станет обязательным для выпускников 9-го класса. А с 2022 года госэкзамен по иностранному станет третьим обязательным экзаменом. Мы делаем особый упор на иностранный язык, прежде всего английский. В том числе в колледжах. Мы должны быть конкурентоспособными, уметь писать статьи, выступать на конференциях, просто говорить на языке международного общения.

ПРО ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ

- А что за история с интернет-школами?

- Важный проект министерства - «Современная цифровая образовательная среда». Мы хотим не заменить образованием по интернету нынешнее образование, а дополнить его возможности тем, что дают новые технологии. Мы говорим об онлайн-курсах высокого уровня, лицензированных, которые могут быть доступными для людей любого возраста и самых разных интересов. Раньше был замечательный лозунг «Учиться, учиться и учиться!». Сейчас не менее замечательный - «Учиться непрерывно!»

Через полтора года должен выйти на финишную прямую проект «Российская электронная школа». Здесь должно быть практически все. Не только помощь по составлению и ведению урока, но и интеллектуальная база, которая может помочь учителю.

ПРО ВУЗЫ

- А как с развитием вузов?

- До недавнего времени в стране было 11 опорных вузов. Поясняю: опорный вуз - главный вуз региона. Он готовит кадры с учетом местных потребностей. Мы очень много внимания уделяем их развитию. В этом году провели новый тур отбора и выбрали еще 22 опорных вуза.

Другой важный проект - экспорт российского образования. Во всех ведущих странах он является одной из значительных частей экспорта. Мы тоже в этом участвуем, причем неплохо. У нас сегодня 243 тысячи иностранных студентов из 173 государств. Из них только 13 тысяч учатся по квоте правительства Российской Федерации. Остальные - за деньги. Мы рассчитываем выйти к 2025 году примерно на 700 тысяч иностранных студентов. Они могут принести в бюджет примерно 373 млрд. рублей. Ну и потом, понимаете, дело не только в заработанных деньгах. Студенты, которые у нас учились, это «мягкая сила».

ВАЖНО!

Стипендии поднимут

С 1 сентября предусмотрена индексация стипендий на 5,9%.

ПЕРСПЕКТИВА

Про сельские школы

Каждый год количество школьников в нашей стране увеличивается на 400 тысяч человек. Это результат демографического роста. В этом году будут открыты 83 новые школы, появится 55 тысяч новых учебных мест.

- Ольга Юрьевна, вы часто рассказываете про строительство новых школ. А я хотел спросить про их закрытие. Скажите, программа по закрытию сельских школ, которая была 8 - 10 лет назад, закончилась?

- Закончилась! Более того, сейчас 37 процентов новых школ будут строиться именно в селах. Пока регионы - а они решают, какие школы строить, - стараются открывать большие учебные заведения, на много учеников. Но строятся и небольшие - на 220 - 240 детей. Думаю, со временем нам нужно будет говорить и об отдельной программе строительства сельских школ. Школа - это центр села. Где есть школа, там есть жизнь. У нас есть даже школа в Псковской области на острове, где три человека обучаются.

Е2 - Е4

Про шахматы и не только

- Вы говорили о том, что теперь во всех школах будут играть в шахматы…

- Ну почему будут? В Самарской области в 42 школах и сейчас играют, в Ханты-Мансийске играют, в Иркутской области играют. Затрат минимум, а это очень развивает ребят. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35 - 40 процентов. Это данные исследования, которые предоставил Кирсан Илюмжинов, президент Международной шахматной федерации. Понятно, что это интеллектуальная игра, которая развивает ребенка. Но не только шахматы. Мы очень большое внимание уделяем дополнительному образованию. Сегодня в каждой школе обязательно должны быть пять бесплатных кружков: шахматный, спортивный, литературный, музыкальный и научно-технический.

...И О ЛИЧНОМ

«В отпуске отосплюсь и буду много читать»

- Ольга Юрьевна, вы почти год работаете министром. И все это время у вас был очень напряженный график. В отпуск не собираетесь?

- Очень надеюсь, что смогу уйти на днях в отпуск. Планирую сделать две вещи. Во-первых, выспаться. И поговорить с мужем. Мой муж - известный ученый, физиолог. Но он меня так редко видит, что иногда, открывая дверь, спрашивает: «Ты еще здесь живешь?» Я говорю: «Живу». «Ну тогда заходи». Мы будем в российском городе, где есть и театры, и концерты, будем ходить, смотреть, слушать. И ходить пешком, я это очень люблю. А еще читать. Мне уже закачали все новинки. Я стараюсь быть в курсе новой литературы.

- Когда вы успеваете читать?

- Обычно в самолете. Я еще студенткой прошла (всем рекомендую) потрясающие курсы скорочтения в Бауманском университете. Читаю очень быстро - до 600 страниц в час. Но в основном сейчас документы. Скорочтение не всегда нужно на отдыхе, когда хочется насладиться стилем автора, размышлять вместе с героями книжки.

Партнеры