Почему Европа хочет помириться с Путиным

08.12.2014 10:15

В ЕС не хотят еще раз пережить эпоху распада СССР

08 декабря, 00:34 | Сергей СЕРЕБРОВ

Весьма неожиданная встреча президентов России и Франции, состоявшаяся в эти выходные в столичном аэропорту "Внуково-2", вызвала неподдельный интерес мировых политиков и представителей СМИ.

 Напомним, что, возвращаясь из Казахстана со встречи с президентом этой страны Нурсултаном Назарбаевым, французский лидер Франсуа Олланд неожиданно посадил свой самолет в Москве. 

По имеющимся данным, инициатором встречи стал сам французский президент. Как сообщает газета Figaro со ссылкой на собственные источники, возможность пообщаться с Путиным с глазу на глаз Олланд рассматривал задолго до своей поездки в Казахстан. Окончательное решение было принято им после оглашения Путиным президентского послания Федеральному собранию в минувший четверг.

Как сообщают журналисты Figaro, ссылаясь на свои источники, чтобы заручиться согласием российского президента на встречу, в Астане Олланду пришлось разыграть целую комбинацию. Так, после встречи с президентом Казахстана он крайне сдержано отвечал на вопросы журналистов, делая акцент на теме прекращения эскалации украинского конфликта и призывая Путина к диалогу.

В роли посредника в подготовке встречи выступил также и сам Нурсултан Назарбаев. По его словам, Европе и Западу не стоило бы недооценивать мощь России. "Это самая большая по территории страна и самая богатая страна. Из-за санкций они, конечно, доходы потеряют, но газ, нефть в России остаются. Кризисы долго не бывают, и любая война заканчивается миром. Поэтому жестко загонять друг друга в угол - это не самый лучший вариант", - цитирует президента казахстанское издание "Тенгри ньюс". В результате, по словам Назарбаева, в ходе встречи с Франсуа Олландом они пришли к выводу о необходимости поиска компромисса.

Далее последовало еще одно не менее убедительное заявление, или даже намек на то, что Западу следует договариваться именно с Путиным, а не с кем бы то ни было, кто может прийти после него. "И я полагаю, что, вопреки тому, что говорят на Западе, он (Путин) самый нормальный либерал сегодня, - пояснил Назарбаев. - А вот что будет после Путина, если так произойдет, на какой стадии будет там национал-патриотизм, а может быть коммунистический реваншизм - этого никто не может сказать. Поэтому на этот вопрос надо шире смотреть и найти возможности. Санкционные противодействия - это тупик".

По сути, таким образом казахстанский президент намекнул, что любые попытки инициирования смены власти в России, не улучшат, а ухудшат отношение между Западом и Россией. Не секрет, что такие намерения периодически приписывают американским политикам. Не называя вслух имен, Назарбаев тем самым легко и изящно сыграл на противоречиях, нарастающих между ЕС и США в вопросах украинского конфликта и роли в нем России.

"Я не хочу выступать ничьим адвокатом, в том числе и Путина. Но объективный мой анализ говорит о том, что желание организовать после Украины такую же "весну" в России провалилось", - заявил президент Казахстана.

Свою позицию по текущей ситуации высказал и сам Франсуа Олланд, заодно обозначив и собственное видение ее разрешения. "Мы, совместно с Путиным, Порошенко, Меркель, должны начать процесс снижения напряженности, - заявил президент Франции. - Сначала словесной напряженности, а затем, с ослаблением напряженности, должны перейти в конкретные действия на территории Украины. Именно поэтому я постоянно стремлюсь к диалогу и думаю, что ситуация Франции может позволить вести диалог со всеми заинтересованными сторонами".

Далее Олланд дал понять, что Франция и Казахстан в лице своих руководителей готовы выступить в качестве посредника в разрешении украинского конфликта. "Слабости никакой у Франции быть не может, - продолжил французский президент. - И мы с господином Назарбаевым договорились о том, что мы как раз таки могли бы использовать наши поездки, визиты, наши механизмы, площадки диалога, чтобы добиться снижения напряженности, которая позволила бы сохранить территориальную целостность Украины, гарантировать определенную автономию восточного региона Украины".

Последняя фраза Олланда имеет большое значение, так как ею он фактически фиксирует условия, на которых могло бы состояться примирение. Как следует из его слов, речи о возвращении Крыма в данном случае не идет. В центре внимания сохранение территориальной целостности Украины, о котором в своем послании говорил и Путин, а также предоставление востоку страны автономии, о чем напрямую Путин не говорил, но определенно имел в виду.

Судя по тому, что встреча российского и французского президентов во "Внуково" все-таки состоялась, Путина устроили стартовые условия, изложенные Олландом и Назарбаевым. О том, к чему конкретно удалось прийти сторонам по результатам переговоров, сказать достаточно сложно. Однако, в любом случае, миссию Олланда можно считать своевременной и правильной.

Весьма интересно, как внуковский демарш французского президента будет воспринят в ЕС на фоне ужесточения позиции в отношении России его коллегой канцлером ФРГ Ангелой Меркель. И можно ли в этом случае считать, что Олланд выражает общее мнение европейских государств, а не только свое?

Однозначно ответить на эти вопросы пока невозможно. Но в любом случае можно сказать, что Франсуа Олланд выразил мнение не одной только Франции, но и целого ряда других государств ЕС. При всей неоднозначности взглядов на действия России в украинском конфликте, в Европе понимают, что новая холодная война на континенте не принесет ей ничего хорошего. Более того, дальнейшая дестабилизация в самой России, связанная с экономическим кризисом и санкциями, может повлечь за собой самые непредсказуемые последствия (на что намекал Назарбаев) как для самой РФ, так и для всей Европы, вряд ли желающей еще раз пережить эпоху распада СССР.

Партнеры