Долгожданное торжество произойдёт 18 июля, в день преподобного Сергия Радонежского, по завершению крупных реставрационных работ, проведённых под руководством израильского архитектора Ури Падана.

Сергиевское подворье представляет собой двухэтажную каменную постройку с внутренним двором и башней по соседству с Русской Духовной Миссией и Троицким собором. Уникальный исторический объект с 25-ю роскошными номерами был возведён в 1886–1890 годах на средства Императорского Православного Палестинского Общества для русских аристократов, совершавших паломничество к иерусалимским святыням.

Оно было названо Сергиевским подворьем в честь дяди царя Николая – второго Великого князя Сергия Александровича Романова. Великий князь возглавлял Императорское Православное Палестинское Общество, управлявшее Русскими постройками – районом в центре Иерусалима, недалеко от Старого города, где находятся Свято-Троицкий собор, Русская Духовная Миссия и несколько подворий. После открытия Сергиевского подворья на нём находилось Управление всеми подворьями, школами и больницами ИППО в Сирии и Палестине.

Русское население было выслано из Иерусалима в 1914 году, когда Россия объявила войну Османской империи. В 1922 году принадлежавшие России подворья стали правительственными зданиями под британским мандатом, а после создания Государства Израиль оказались под израильским правлением. В 1964 году Русские постройки, за исключением Свято-Троицкого собора, здания Русской Духовной Миссии и Сергиевского подворья, были проданы советским правительством Израилю по так называемой «Апельсиновой сделке». 

Автор фото: Александр Омельянчук

Автор фото: Александр Омельянчук

В декабре 2008 года в результате длительных переговоров на самом высоком государственном уровне израильское правительство согласилось вернуть Сергиевское подворье правительству России. В Израиле не все были согласны с идеей позволить России владеть частью лакомой недвижимости в центре Иерусалима. В том же 2008 году депутаты кнессета и правые лоббистские группы обратились с протестом в Высокий суд Израиля, но он оставил правительственное решение в силе.

Российские власти выделили 10 миллионов долларов на работы по восстановлению здания, которые начались после того, как в 2012 году из него выехали последние израильские правительственные учреждения. По информации израильской газеты Haaretz, российские власти обещают, что территория двора будет открыта для широкой публики. Приезжающие в Иерусалим при желании смогут арендовать там 22 номера. Россия также планирует открыть там небольшую школу и музей истории строительства здания.

«Русские паломники теперь могут идти по стопам своих предков», – заявил газете Times of Israel Борис Лемпер, адвокат, представляющий Императорское Православное Палестинское Общество.

«Сергиевское подворье на самом деле важно для России сегодня не только с точки зрения паломничества, но и с точки зрения укрепления исторических и культурных связей между государствами Израиль и Россия», – подчеркнул в интервью израильской государственной телерадиокомпании «Кан» Директор ИППО в Государстве Израиль Игорь Ашурбейли

«Это будет русский уголок в центре Иерусалима, – отметил  на брифинге в МИА «Россия сегодня» Председатель Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) Сергей Степашин. – Там откроется прекрасная недорогая гостиница, это будет одновременно и паломнический центр, будут залы для экспозиций, музей, потрясающий архив, который удалось сохранить ещё с тех времён, с XIX века».

Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в свою очередь уточнил, что «деятельность ИППО отвечает двум глубинным представлениям русского народа, которые имеют очень важное значение для формирования национального самосознания».

«Это, с одной стороны, представление об исторической роли России в мире, в культурном пространстве, в общекультурном мировом пространстве, а с другой стороны, – это представление о религиозной значимости Святой Земли и о важности сохранения этого значения, – сказал он. – Для нас эта связь со Святой Землёй, связь с местами, где проходило общественное служение, земная жизнь Иисуса Христа, чрезвычайно важна, <…> это живая онтологическая связь с тем, что является основанием нашей веры».

Павел Анохин, обзор по материалам СМИ