Стоит ли летать чартерами этим летом

20.06.2017 09:30

 

Отпускной сезон начался с массовой отмены рейсов. Что делать, если вам испортили отдых
- Париж открыт, но нам туда не надо. Эх, домой бы, на родную подстилку...- Париж открыт, но нам туда не надо. Эх, домой бы, на родную подстилку...Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Изменить размер текста:

«Я должен был уже два дня загорать на Кипре, а вместо этого сижу на даче и смотрю на дождь», - жалуется в соцсети знакомый. Он из тех нескольких тысяч туристов, которые не улетели на юг из-за массовой отмены июньских чартеров авиакомпании «ВИМ-Авиа». Компания - не «живопырка» какая-нибудь, входит в десятку крупнейших в стране. Туроператоры как могут разруливают ситуацию: клиентов пересаживают на другие рейсы, сдвигают сроки поездок - как у моего знакомого. Туристам обещают, что их деньги не пропадут. Но даже если так, кому охота уезжать в отпуск на нервах?

Переполошились и многие из тех, кто только собирается паковать чемоданы: а вдруг и с их чартером что-то случится?

ПРИЧИНА НАЙДЕНА: ПЕРЕЖАДНИЧАЛИ

Как объясняют в самой «ВИМ-Авиа», коллапс произошел из-за того, что три самолета слишком поздно вернулись из планового ремонта. Это совпало с резким ростом пассажиропотока в конце мая - в частности, в Турцию. Бортов не хватило, начались массовые задержки вылетов в СочиАнталью, Бургас. Пассажиры застревали в аэропортах порой на сутки и более. Чтобы как-то справиться с ситуацией, компания и вовсе со 2 июня отменила часть чартеров.

По словам подключившегося к решению проблемы вице-премьера Аркадия Дворковича, главная проблема - отсутствие самолетов.

Почему же авиакомпания раньше не подумала о резервных бортах на случай форс-мажора? Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru, считает, что такой подход говорит о рискованном менеджменте - самолетов приобрели без запаса, впритык, в итоге пережадничали.

ДЕНЕГ НЕТ, НО ЧАРТЕР ДЕРЖИТСЯ

Последние годы практически для всех российских авиаторов выдались тяжелыми. Рухнули вместе с курсом рубля международные рейсы, закрылись Турция и Египет. И хотя объемы перево­зок не слишком сократились (благо вырос отечественный туризм), доходы авиакомпаний все равно упали. Расходы на лизинг «Боингов» и «Аэробусов», на которых сейчас в основном летают наши перевозчики, выросли, обслуживание и авиакеросин тоже не подешевели. А цены на билеты в кризис особо не поднимешь - люди тогда вообще летать откажутся.

- За 2016 год у нашей отрасли убыток порядка 10 млрд. рублей, - рассказывает Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра «АвиаПорт».

И тут замаячил свет в конце туннеля - с января авиаперевозки начали вновь расти. В мае рост составил уже около 26% к тому же месяцу 2016-го. Россияне снова потянулись на европейские курорты (курс евро уже не выглядит пугающим), да и Турция опять открыта для наших чартеров.

В прежние сытые годы авиа­компании в такой ситуации просто бы повысили цены. Сейчас боятся спугнуть клиентов - доходы-то у граждан не особо растут. Прибыли авиаторы стали добиваться за счет предоставления новых услуг. Практически все расширили географию полетов. Добавили чартеры на популярные пляжные курорты - это оказалось востребованным. Чартеры дешевле, да и долететь могут туда, где нет регулярных рейсов.

В результате жизнь в авиа­компаниях наладилась - у той же «ВИМ-Авиа», по данным Росавиации, объем перевозок за пять месяцев увеличился в два раза.

ПРИКАЗАНО НАВЕСТИ ПОРЯДОК

 

Такая уж репутация сложилась у чартеров, что если есть возможность, многие предпочтут регулярный рейс.

«За этими чартерами вообще никто не следит - летают как хотят, вечно с ними проблемы», - жалуются туристы в соцсетях. Работникам отрасли обидно такое слышать.

- Росавиация контролирует чартерные программы, - уверяет Роман Гусаров. - Авиакомпании накануне сезона подают заявки, Росавиация их подтверждает - без этого ни один чартер не полетит. Учитывается, сколько у авиакомпании самолетов числится в реестре, сколько пилотов и как это все соотносится с заявленной летней программой. Но общее количество самолетов и число тех, что можно поставить на маршрут, как говорится, две большие разницы. Скажем, самолет есть, но нуждается в ремонте. Поэтому оценивать свои реальные возможности прежде всего должна сама авиакомпания.

После скандала с «ВИМ-Авиа» Росавиация устроила разбор полетов. «Рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала», - написано в «приговоре», опубликованном на сайте ведомства.

Авиакомпаниям предписано скорректировать свои программы чартеров - в срок до 20 июня. А также навести порядок: чтобы у всех были резервные самолеты, не допускались задержки рейсов более чем на 2 часа, а пассажиры своевременно информировались об изменениях в расписании. Нарушителей грозят наказать: ограничить чартеры.

Казалось бы, решение есть: докупить самолетов - и порядок. Но не все так просто.

- Что компании будут делать с «лишней» техникой и экипажами, когда высокий сезон закончится? - спрашивает Олег Пантелеев.

ТОЧНОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ АВИАЦИИ

Зачастую отпускники, покупая туры, не задумываются, какой воздушный извозчик доставит их к месту назначения. А зря. Не случайно в рейтингах пунктуальности российских авиакомпаний, которые каждый месяц составляет Росавиация, в рекордсменах и антирекордсменах в основном одни и те же (см. графику). Так что имейте это в виду.

Самые непунктуальные авиакомпании.

Самые непунктуальные авиакомпании.

ПАМЯТКА ОТДЫХАЮЩИМ

Если ваш самолет задержали

По общим правилам воздушных перевозок авиакомпания обязана обеспечить пассажирам за свой счет:

при задержке рейса более чем на 2 часа - прохладительные напитки, а также 2 звонка по телефону или 2 сообщения по электронной почте;

более чем на 4 часа - горячее питание;

более 6 часов ночью и 8 часов днем - гостиницу и трансфер до нее и обратно в аэропорт.

Но что делать, если вы покупали билет не у авиакомпании и он входит в тур? Уже известны случаи, когда застрявшим в зарубежных аэропортах из-за проблем «ВИМ-Авиа» приходилось самим оплачивать гостиницу.

- Предъявлять претензии можно к авиаперевозчику, - говорит Дмитрий Лесняк, адвокат по защите прав потребителей. - А можно и к туроператору - такое право дает закон «Об основах туристской деятельности»: кем бы услуги ни оказывались, если они входят в тур, то отвечает за них туроператор. Кроме затрат на отель, вы можете требовать и компенсации морального вреда. Если вы застряли на пути в отпуск и, таким образом, потеряли часть оплаченного времени отдыха, можно требовать и соразмерного уменьшения стоимости тура - то есть вернуть деньги за «пропавшие» дни.

Действовать лучше всего так:

1. О любых проблемах (скажем, не предоставляют бесплатно питание или гостиницу) надо сразу сообщить туроператору по телефону, который указан в ваучере или памятке туристу. Чтобы вам потом не сказали: что же вы к нам не обратились, с нами такую цену никто не согласовывал, мы бы вас разместили в более дешевой гостинице.

2. Если туроператор ничего после вашего звонка не предпринял и вам пришлось самим оплачивать услуги, сохраните все квитанции и чеки.

3. В течение 20 дней после возвращения домой вы вправе написать претензию тур­оператору с требованием возместить затраты и моральный ущерб.

Партнеры