В Кремле объявили лауреатов Госпремии в области искусства и науки

10.06.2016 10:30
 
 
 
В Кремле объявили лауреатов Государственной премии Российской Федерации в области искусства и науки 2015 года. Свои заслуженные награды они получат из рук президента в Кремле 12 июня.

- У нас появилась приятная обязанность. В канун Дня России мы объявляем имена лауреатов Госпремии. Указ № 253 только что подписан президентом, и я рад представить лауреатов в области культуры и искусства, - сказал советник президента по культуре Владимир Толстой.

В этом году на соискание высокой награды было 16 претендентов. Президиум совета тайным голосованием определил 3 лауреата.

- Один из выдающихся режиссеров, бесспорный лидер русского психологического театра последнего десятилетия, руководитель одной из самых сильных в мире театральных трупп, - так Владимир Толстой представил Льва Додина, лауреата Госпремии за вклад в развитие отечественного и мирового театрального искусства, художественного руководителя-директора Академического Малого драматического театра - Театра Европы.

Более 40 лет возглавляющий Кубанский казачий хор Виктор Захарченко, "еще одна легендарная фигура", по словам советника президента по культуре, удостоился высокой награды за вклад в сохранение традиций и развитие отечественного музыкального искусства.

Кинорежиссер Сергей Урсуляк удостоен государственной награды за вклад в развитие отечественного киноискусства.

С 2006 года в России присуждается особая премия за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности, кандидатов на которую выдвигают совместно два совета по культуре и по науке.

Из четырех почти бесспорных кандидатур, обсуждавшихся в этом году, ее единогласно присудили самому бесспорному - Валерию Гергиеву. Само его имя значит больше, чем перечисление наград, заслуг и статусов.

С "обидной" статистики начал представление лауреатов в области науки и техники помощник президента Андрей Фурсенко. 6 человек и 23-х не попали в итоговый список только из-за несоблюдения формальных требований. А ученые эти, по словам Фурсенко, были очень достойными, а их работы весьма важными.

В результате из 13 одобренных Советом по науке и образованию представлений почти единодушно были выбраны три работы, уже успевшие получить высокое международное признание.

За разработку научного направления "Геохимия изотопов углерода" Госпремию в области науки и технологий получил академик, научный руководитель Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Эрик Галимов.

- Известный ученый Эрик Галимов - один из лидеров этого научного направления в мире, - представил Андрей Фурсенко, уточнив, что у него есть много не только научных, но и практических работ. Он, в частности, предложил надежный метод оценки запасов углеводородов, а это напрямую связано с экономикой страны.

Всем скептикам, считающим, что Россия отстает в области биологии и биотехнологий, помощник президента предложил обратить внимание на работу двух выдающихся российских биологов Сергея Лукьянова и Евгения Свердлова, чьи исследования в области геномных и постгеномных технологий построены на основе самых последних научных достижений.

- На работы этих ученых - ссылки в более 20 тысяч научных публикациях во всем мире, - с гордостью заметил он.

Академик Сергей Лукьянов, возглавляющий исследовательский институт трансляционной медицины медицинского университета им. Пирогова и академик, советник Института молекулярной генетики РАН Евгений Свердлов получили высокую награду за разработку и внедрение комплекса технологий анализа структуры и функций сложных геномов.

 

- Еще одна важная и чувствительная тема в медицине - это проблема иммунитета. Поиском способов его повысить занимается профессор Сергей Недоспасов, - представил Андрей Фурсенко лауреата госпремии за цикл фундаментальных и прикладных работ по изучению молекулярных медиаторов иммунитета член-корреспондента РАН, зав. лабораторией Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта.

Интересно, что и Сергей Недоспасов, и Сергей Лукьянов ведут свою научную работу не только в столичных вузах, но и открыли лаборатории в Нижнем Новгороде, сумев привлечь к интересной научной работе много талантливых молодых ученых из провинции.

Нота мира

Сказать, что награда нашла героя - это не про Гергиева. Вот уж кто не обижен наградами ни в России, ни в мире, авторитетен, уважаем и ценим. Однако Гергиев никак не монтируется с представлением о забронзовевшем герое, только и знающим, что принимать заслуженные дары. Не располагают к тому ни профессия дирижера, ответственного за всех и все, ни характер безумного трудоголика, о котором ходят легенды.

К легендам маэстро и его окружение так привыкли, что считают их серыми буднями: разумеется, с 19.00 до 22.30 Гергиев будет одновременно на двух спектаклях и концерте (между Мариинским-1 и Мариинским-2 всего две минуты бега, а до Концертного зала всего две минуты езды). Разумеется, он будет решать текущие дела театра до трех часов ночи (а кому их еще решать, если маэстро был на гастролях). Еще легенды об умениях Гергиева становятся пунктом расписания. Например, когда мировые величины за неожиданно умеренные гонорары прилетают на "Звезды белых ночей" в Санкт-Петербург, сделав прорехи в плотных графиках. Или когда на Пасхальном фестивале он со своим летучим оркестром, перенявшим его способности к телепортации, дает три концерта в день в не балованных симфоническим вниманием городах центральной России.

Но даже и эти нереальные будни меркнут перед некоторыми событиями. Концерт оркестра Мариинского театра в античной Пальмире поразил весь мир и рассорил мир музыкальный. Северная Пальмира помогала южной, но одни сочли, что концерт в разодранном войной государстве, тем более что война еще продолжается, неуместен и похож на пиар-акцию. Другие - что не весь репертуар для такого момента был удачным - Бах и Прокофьев - да, Щедрин - не то. Впрочем, мир оценил концерт не за это: все-таки Гергиев и оркестр Мариинского театра играли не в очередном престижном зале, а среди разминированных руин, и без этого концерта добрая часть человечества никогда бы не услышала даже названия города Пальмира, не говоря уже обо всех случившихся с городом ужасах.

Между тем Гергиев работает дальше. Авторам методик по повышению работоспособности и успешному менеджменту невдомек, что в области изящных искусств есть отличный объект изучения. Но Гергиев - не эффективная машина по производству музыкальной продукции. Он музыкант со всеми не чуждыми этому роду слабостями: трепетно относится к качеству звука, увлекается идеями, амбициозно следит за афишей и записями дисков. Любит Прокофьева, недолюбивает романтиков. И просто бесится, когда на пиано слышит в зале звонок мобильного.

Если верно, что люди либо живут, либо делают жизнь, Гергиев, конечно, из вторых. Иначе он бы не превратил Мариинский театр в цветущий бастион академической музыки с мировой репутацией и не расширил зону влияния от Санкт-Петербурга до Владивостока, где теперь в официальном ранге "филиала Мариинки" есть грандиозный театр оперы и балета. Не продолжал бы дирижировать Лондонским симфоническим оркестром и оркестром Мюнхенский филармонии, получая после репетиций аплодисменты от музыкантов. А еще не заставлял бы музыкальный мир постоянно оглядываться на то, что еще затеял Гергиев - будь то обновление Конкурса имени Чайковского, Год Прокофьева или текущая программа "Звезд белых ночей".

Театр Европы в малой драматической деревне

Если существует в театре гамбургский суд, то начало своего отсчета он ведет на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге. В Малом драматическом театре - первом из российских театров, получивших титул "Театр Европы" и постоянную гастрольную прописку за рубежом. И единственном на сегодняшний момент русском театре, которому на протяжении всей театральной эры Льва Додина удается не только глубоко чувствовать и максимально точно передавать масштаб и уровень явлений, но и доказывать - каждый вечер, с каждым третьим звонком и до последнего выхода додинских артистов на поклоны, что душа, кажется, все-таки существует.

Лев Додин триумфально поставил почти все пьесы Чехова. Увлек за собой в миры Достоевского и Платонова. Открыл для театра "деревенскую прозу" и пронзительную, до слез, до нетеатральных рыданий и спазмов в горле правду "Братьев и сестер" Федора Абрамова. Заставил зазвучать в полную силу "Московский хор" Петрушевской и ушел на такие глубины Гроссмана, что "Жизнь и судьба" стала и вехой, и судьбой не только для Малого драматического театра - для всей театральной страны. К "Гамлету" Лев Додин готовился больше тридцати лет, совершив путешествие через "Короля Лира" и "Бесплодные усилия любви" в Петербурге, пройдя через "Отелло" Верди во Флоренции. И решив взять, в конце концов, в соавторы к Шекспиру Саксона Грамматика, Рафаэля Холиншеда и Бориса Пастернака, - право редактировать и дописывать "Гамлета" он, пожалуй, единственный заслужил.

Хроника додинских спектаклей последних лет (2016 год - "Гамлет"; 2015 -  "Братья и сестры. Версия 2015"; 2014 - "Вишневый сад" и новая редакция "Gaudeamus" по Каледину; 2013 - "Враг народа" Ибсена;  2012 - "Коварство и любовь" Шиллера; 2011 - "Портрет с дождем" Володина) ведет к событию, которое ознаменует новый географический этап в жизни русского театра.

В 2018-м году должно завершиться строительство Новой сцены академического Малого драматического театра - Театра Европы. Но в данном случае строят не просто новое театральное пространство - возводят Театр-Дом, Дом-Театр, "Малую драматическую деревеньку" в центре Санкт-Петербурга, на 21 тысяче квадратных метров, с домиками вокруг главного Дома-сцены. Архитектурная концепция, по выражению одного из авторов проекта Александра Боровского, художественная и человеческая: "Зал и сцена - место, где люди проводят практически 24 часа. Без окон. Понять, что там, на улице, практически невозможно, поэтому все домики будут соединены между собой стеклянными переходами, чтобы в течение 24-х часов работнику театра можно было бы все-таки понять, на улице день или ночь, зима или осень, солнце или дождь…".

Спектакли Льва Додина отмечались многими государственными и международными премиями и наградами. Премией Президента России в 2001 году, орденами "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, независимой премией "Триумф", премией  Станиславского, "Золотыми масками", премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати, - список длинный, впечатляющий. 1986, 1993, 2003 годы в нем красной строкой отмечены Государственными премиями: СССР и России. В 2016 году это будет четвертая Госпремия Льва Додина. И дай Бог сил и здоровья - не последняя.

Жизнь и судьба с "Ликвидацией"

Настоящее всегда несуетно. Режиссер Сергей Урсуляк творит без шума, с прессой общается мало - делает свое дело без манифестов и деклараций. И даже на малые экраны у него выходит большое кино.

Его стиль можно назвать классическим. Он человек глубоко и серьезно начитанный, и его кинотворчество связано с большой литературой. Из нее черпает психологическую подробность, интерес к движениям человеческой души, к сцепке и движению времен. Сюжет его фильмов - единый ток эпох и судеб, чеховская грусть о краткости жизни, неспособной поймать и сполна пережить редкие миги счастья.

Даже детективно-криминальные сюжеты у него глубоки и серьезны - сериал "Ликвидация", например, всю страну усадил у телевизоров, одному из героев в Одессе поставили памятник, но это был большой кинематограф, и запомнился он не авантюрой, а характерами. Приключения героев - это приключения мятущихся душ: это кино не хочет притворяться жизнью и потому умеет ее отразить полнее и глубже. Так в конце бедовых 90-х в фильме Урсуляка "Сочинение ко Дню победы" три ветерана войны, экипаж машины боевой, учиняют бунт против опрокинутой эпохи, захватывают лайнер и улетают в неизвестность, в свои "небеса обетованные" - здесь не буква эпохи, но ее дух.

Событием стала экранизация романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Из ряда картин о Великой Отечественной фильм выделялся ракурсом взгляда: не батальное полотно, а опять же срез души, изначально свободной, но вынужденной существовать под гнетом насилия. Это война не только с нашествием - война за то, чтобы сохранить себя в тоталитарной стране. Да и не война, а состояние личности на войне - предмет фильма. Художник пишет многофигурное полотно, но каждого героя выписывает тщательно: судьба родины состоит из частных судеб. "Это как Волга, в которую мы все вливаемся", - объяснял Урсуляк.
Оба сериала - и "Ликвидацию" и "Жизнь и судьба" - признаны лучшими на российском телевидении за многие годы. Профессионалов поражало качество исполнения жанра, который, казалось, обречен на поспешную небрежность: это по-прежнему было Большое Кино, только многосерийное.

И никто не удивился, когда Сергей Урсуляк взялся за "Тихий Дон" Шолохова, вступив в состязание с хрестоматийной версией Сергея Герасимова. Но состязание не предусмотрено вообще: автор фильма считает, что литературные шедевры должны экранизироваться снова и снова - существуют же сотни театральных версий "Гамлета"! И сделал фильм, не ориентируясь на именитых предшественников, а полагаясь на интуицию. И снова был прав: картина во многом меняла расхожее представление о романе, его персонажах и о среде их обитания. Она вызвала споры - а это и есть цель живого искусства.

Сергей Урсуляк был актером, знает это дело досконально, и актеры его понимают с полуслова. Отсюда всегда безупречный кастинг, неожиданное, но точное попадание в тип и образ хрестоматийного героя. Он умеет быть обстоятельным и убедительным: Большое Кино - как большой корабль, не делает мелких движений.

Когда поют казаки

Текст: Татьяна Павловская (Краснодарский край)
Пожалуй, нет сегодня в России другого творческого коллектива, который бы так щемяще и проникновенно прославлял Кубань и наше Отечество, как Кубанский казачий хор.

В этом году юбилейная дата: 205 лет со дня основания хора, возродившегося благодаря таланту, энтузиазму и подвижничеству Виктора Захарченко. Его имя - тоже легенда, причем далеко не только кубанская. Ему жали руку первые лица государства, космонавты, знаменитые люди, а званий и регалий накопилось столько, что едва умещаются на странице.

Если 42 года назад Захарченко принял коллектив из 15 человек, то сегодня артистов - певцов, танцоров, музыкантов - почти 150. Хор объехал все континенты, ему рукоплескали во всем мире, достались любовь и уважение зрителя и гранты от власти. Впрочем, сам Захарченко лучшим подарком считает восстановленную земляками в родной станице Дьдьковской родительскую хатку: она стоит на улице, которую станичники назвали именем земляка.

Практически все концерты худрук ведет сам: дирижирует хором из первого ряда зрительно зала, представляет артистов, рассказывает историю созданных песенных и танцевальных композиций. Яркое представление, красочные костюмы, зажигательные танцы, необычной силы и чистоты голоса неизменно вызывают у зрителей восторг и бурю оваций. И не имеет значения, где проходит концерт - на родине или за границей.

- Помню, в Турции мы выступали в столичном зале на следующий день после Паваротти, - вспоминает Виктор Гаврилович. - Когда спустились со сцены, подошла турчанка со слезами на глазах "А вот эта, растрогавшая меня песня, о чем?" - "О Родине". - "Я так и подумала".

Слезы зрителей для Захарченко - главный критерий успешности концерта. "Это не упаднические слезы, они как весенний ливень, после которого хочется жить с новой силой", - считает он.

В этом убедилась и корреспондент "РГ". Признаюсь честно: на песне "Письмо казака" и я не смогла сдержать слез. Эту, щемящую душу историю о том, как шесть пластунов и атаман вступили в неравный бой с противником и победили, Захарченко услышал в монастыре Оптина Пустынь. Народная баллада в исполнении Алексея Красноперова и хора зазвучала совершенно по-новому - как набат в честь силы казачьего духа.

Виктор Гаврилович так выстаивает программы, что зрители испытывают огромные перепады эмоциональных волн - от радости до печали. Каждый концерт непредсказуем, идет на одном дыхании и зачастую вместо одного часа 40 минут длится более двух часов. Еще в начале последней песни зрители встают и начинают аплодировать. Люди долго не хотят расходиться, спрашивают, когда будет следующий концерт. Многочисленные фанаты хора ездят по российским городам и весям, чтобы не пропустить ни одного выступления: зрелище, скажу я вам, действительно потрясающее. Главными событиями юбилейного, 205-го сезона, станут авторский концерт "Песенная симфония Виктора Захарченко на стихи русских и украинских поэтов" 11 июня в Большом зале Московской консерватории и концерты 28 и 29 октября в Государственном Кремлевском дворце. Вести их будет, как всегда, "казачий маэстро" Виктор Захарченко.

Алмазы в квартете

Без преувеличения можно сказать, что выбирая лауреатов, совет по присуждению премий попал в "десятку". Все четыре победителя - это элита не только российской, но и мировой науки. Говоря образно, их портфель полон публикаций в самых престижных научных журналах.

Символично, что трое из четырех лауреатов - это ученые в области наук о жизни. Именно здесь сегодня настоящий бум, число прорывных работ растет лавинообразно. Академики Сергей Лукьянов и Евгений Свердлов стояли у истоков работ по расшифровке генов, которые ответственны за различные особенности человека.

- Около 10 лет назад, когда был расшифрован геном человека, по сути, только началась эра науки геномики. Ученые всего мира искали ответы на "простые" вопросы, например, почему одни живут долго, не болеют раком, хотя всю жизнь курят, а другие заболевают, чуть покурив, - сказал корреспонденту "РГ" доктор биологических наук Денис Ребриков. - Лукьянов и Свердлов создали методы, которые позволили выявлять гены, ответственные за различные особенности человека. Это целый комплекс прорывных технологий, он вошел в мировой арсенал генетических "инструментов", которые сегодня применяются в ведущих лабораториях многих стран.

Среди других достижений Сергея Лукьянова и Евгения Свердлова выделяется уникальный метод диагностики на самой ранней стадии онкологических заболеваний по крови пациента. Дело в том, что молекула ДНК отражает состояние всего организма. Более того, если в геноме отыскать определенные типы молекул ДНК с мутациями, то можно определить, есть у человека опухоль или нет. Если есть, то какого типа, развивается или нет, в какой стадии и.т.д.

- Но проблема том, как выделить эти информативные участки ДНК из огромной смеси остальных молекул, - объясняет Ребриков. - Это сложнейшая задача, и Лукьянов и Свердлов нашли ее решение, применив методы математической обработки информации. Такой подход позволяет дать "наводку" на тот или иной орган, подозрительный на онкологию. Получив такой "адрес", специалисты должны провести более тщательную проверку.

Но речь идет не только о выявлении рака у взрослого человека. Таким способом можно определить наследственную предрасположенность уже при рождении человека. Он будет знать, какие риски ему грозят, а значит, сознательно выбирать свою стратегию здоровья и жизни.

Член-корреспондент РАН Сергей Недоспасов удостоен премии за исследования в области иммунологии. Интересно, что он физик, выпускник знаменитого московского Физтеха, но практически всю жизнь работает в Институте молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта, где всегда была сильная междисциплинарная команда физиков, математиков, биологов. Более 30 лет назад он нашел свою научную нишу - цитокины. Это вещества, с помощью которых клетки общаются друг с другом.

- Из обширного семейства цитокинов Недоспасов выбрал для изучения один - фактор некроза опухолей (ФНО), - объясняет доктор биологических наук Вадим Карпов. - И здесь надо особо отметить его "ход", который во многом определил дальнейшие успехи ученого. Он сумел создать колонию мышей, у которых можно включать и отключать гены, ответственные за наработку ФНО. Получить такую живую управляемую  модель - мечта каждого генетика. Ведь вы имеете прекрасный полигон для самых разных экспериментов.

И один из них вскоре преподнес сюрприз. Недоспасов изучал тяжелые аутоиммунные болезни, при которых иммунитет "сходит с ума": воспринимает нормальные клетки, как чужие, и начинает с ними бороться. В частности, речь идет об артрите, рассеянном склерозе, псориазе. В экспериментах на мышах Недоспасов обнаружил неожиданный эффект: если заблокировать цитокин ФНО, то симптомы, скажем, артрита снимаются.

Казалось бы, это настоящий прорыв, найдено радикальное средство против тяжелых недугов. Но не тут то было. ФНО оказался коварен. Точнее многолик. Работает не только во вред, но и на пользу. Скажем, при попадании в легкие бактерии туберкулеза именно ФНО запускает механизм борьбы с ними. И если выключить этот цитокин, то, борясь с артритом, вы одновременно снимаете защиту против туберкулеза. И тогда вред может перевесить пользу.

Академик Галимов разработал теорию образования алмазов, предложил новый метод оценки запасов нефти и газа. Фото: Евгения Смолянская

Тогда Недоспасов предложил оригинальную идею: направлять цитокин только в зону артрита, но не пускать его в зону туберкулеза или гриппа. Иными словами блокировать ФНО надо не по всему организму, а только в некоторых клетках, в частности, там, где развивается артрит.

Чтобы реализовать эту идею на практике, международной группе ученых потребовалось около 12 лет. В итоге изучены механизмы зарождения и развития заболеваний на молекулярном уровне, разработаны новые подходы к биотерапии, включающие создание прототипов новых лекарств.

В науке мало о ком можно сказать - это "отец" новой науки. Академик  Эрик Галимов - именно тот случай. Еще в 1968 году он опубликовал первую в мире монографию "Геохимия стабильных изотопов углерода". Она заложила основы этой науки. Почему молодой ученый выбрал эту тему? По его словам, он был уверен, что это наиболее сложная и перспективная сфера, ведь углерод является основой всего живого, образует миллионы органических соединений. Сегодня исследования Галимова признаны во научном мире: в 2004 году ученому была присуждена Международная Медаль им. Альфреда Трейбса "За выдающийся вклад в органическую химию изотопов". Эрик Галимов пока единственный представитель России, удостоенным этой награды.

Можно сказать, что Галимов открыл в науке новую "золотую жилу". Разрабатывать ее ринулось множество ученых всего мира. А сам "отец-основатель", например, предложил на основе изотопов углерода принципиально новый метод оценки запасов нефти и газа, планирования геологоразведочных работ, объяснил происхождение гигантских скоплений природного газа Западной Сибири.

Именно углерод привел Галимова к алмазам. Изучая изотопный состав тысяч алмазов из различных месторождений, он пришел к выводу, что надо пересмотреть многие традиционные представления об этом минерале, о том, как он сформировался в земной коре. Новый взгляд на алмаз позволил Галимову сделать следующий шаг: он разработал оригинальный метод получения искусственных - кавитационный синтез. Сейчас развернуты экспериментальные и теоретические работы в этом направлении. Обнаружено, что не только алмазы, но и другие наноуглеродные структуры рождаются в кавитационном процессе. Это явление имеет многообещающие практические перспективы.

 
Партнеры