"Золотые" сны и маски

18.04.2016 08:00
 
 
Дмитрий Крымов и Иван Поповски в драме названы лучшими
22-я российская национальная театральная премия и фестиваль "Золотая маска" объявила свои итоги - 16 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко чествовали новых лауреатов.

Лучшими спектаклями в драме признаны две московские постановки: "Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски театра "Мастерская Петра Фоменко" (драма большой формы) и "О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова (драма малого формата) его именной лаборатории театра "Школа драматического искусства". "Маски" за лучшие актерские работы поделили Москва с Санкт-Петербургом: лучшими актерами стали Мария Смольникова, сыгравшая главную роль в спектакле-лауреате "О-й. Поздняя любовь" ШДИ; Сергей Волков, блиставший в "Кабаре Брехта" Юрия Бутусова в Театре им. Ленсовета, и легендарный актер Александринского театра Николай Мартон, сыгравший в "Маскараде. Воспоминаниях будущего" Валерия Фокина лучшую роль второго плана - Неизвестного.

Самое большое количество вопросов вызвало присуждение "Маски" за лучшую работу режиссера в драме. В перечне номинантов фигурировало двадцать три фамилии, и награждение Андрея Могучего за весьма средний спектакль "Пьяные" БДТ (в обход оставшихся совсем без наград Сергея Женовача (Студия театрального искусства), Алексея Бородина (РАМТ), Камы Гинкаса (МТЮЗ), Андрия Жолдака (БДТ), и далее по списку), со стороны выглядело не как заслуженное профессиональное признание, а, скорее, как попытка выдачи охранной грамоты. Которая очень пригодится нынешнему руководителю БДТ им. Товстоногова в качестве веского аргумента в поисках хоть какого-то способа разрешения хронического внутритеатрального конфликта. Ведь срок контракта Могучего с БДТ подходит к концу, в театре за время своего правления он не мог стать родным по определению. И хотя кадровых перестановок не предвидится, вопрос, какому чиновнику пришло в голову скрестить два несовместимых явления - стилистику театра Могучего с традициями БДТ, стал в вечер награждения опять одним из самых актуальных.

Впрочем, на этот счет есть самые разные мнения профессионального сообщества: была ли оправданной прививка яркого, но формального по сути и по названию направления Андрея Могучего к психологическому театру; останется ли в истории БДТ его период руководства как пример рискованного эксперимента, или сила Могучего все-таки проявится и на берегах Фонтанки...

Художник Сергей Бархин (не в связи с вышеобозначенным) высказался в поддержку всех номинировавшихся: "Конечно, "Маски" приятнее получать. Но при этом нелишне всегда будет помнить: все симпатии зала будут на стороне проигравших".

И Лев Додин, награждающий победителей в категории "Лучшие спектакли в драме", предупреждал будущих лауреатов, что каким бы ни было распределение "Масок", в газетах все равно напишут, что оно было неправильным, - "поэтому примите не только мои поздравления, но и слова моего сочувствия".

Режиссер Лев Додин в тот вечер выходил на сцену дважды: как награждающий и как награждаемый. Одна из главных - почетных внеконкурсных премий "Золотая маска" - была присуждена художественному руководителю санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы Льву Додину "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства", - ведь созданный им театр (общепризнано: один из лучших в России) давно уже находится вне конкуренции. "Я очень благодарен за почетную и в чем-то неожиданную награду. Но я понимаю, что в то же время во всякой премии за вклад стоит намек: вложил, и хватит вкладывать, - шутил Лев Додин. - Я буду стараться. Но обещать не могу".

В этой же внеконкурсной категории (как самая почетная, она озвучивается в финале церемонии) рукоплескали четырем актерам: Римме Беляковой, Кларе Кисенковой, Ринату Тазетдинову и Ростиславу Янковскому (последний не смог прилететь из Белоруссии); художнику Борису Мессереру, руководителю Малого театра Юрию Соломину, которого зал приветствовал стоя, и балетмейстеру Борису Эйфману. Благодарственную речь Эйфмана можно назвать самой традиционной (не забыть поблагодарить всех и вся, уложившись в хронометраж отведенных тридцати секунд) и в то же время самой пронзительной на церемонии: "Я благодарю театральных деятелей за высокую оценку моего творчества, я благодарю своих выдающихся талантливейших артистов. Я благодарю наших зрителей, которые на протяжении почти 40 лет дарят нашему театру свое внимание и любовь. Премия за вклад - это какое-то подведение итогов. Но смею вас заверить, что я только сейчас начал открывать тайны своей профессии. И очень надеюсь, что у меня получится сочинить спектакль моей мечты".

Эксперты отсмотрели 774 спектакля более чем ста городов России. В 212 номинациях было представлено 54 театра

Пожелание выдающегося хореографа самому себе когда-нибудь создать спектакль своей мечты стало самым популярным тостом на банкете после вручения. А распространенное утверждение "главное - не победа, а участие" могло бы стать девизом фестиваля 2016 года. Ведь чтобы сформировать конкурсную афишу "Золотой маски" 2016 года, два экспертных совета - музыкального театра под председательством Екатерины Бирюковой и драматического театра и театра кукол, возглавляемого Александром Висловым, - отсмотрели 774 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и более чем ста городах России. Итогом их работы стала прежде всего впечатляющая статистика и география "Золотой маски" 2016 года. В конкурсную программу вошли 45 процентов номинантов из регионов (что по сравнению с преимущественно московско-питерской афишей прошлых годов - настоящий региональный прорыв, увенчавшийся "Масками" за лучшую работу художника по костюмам - Альберту Нестерову за спектакль "Черноликие" Башкирского театра драмы; за лучшую работу художника в театре кукол - Татьяне Нерсисян из Пермского театра кукол и лучший кукольный спектакль - "Толстая тетрадь" того же Театра кукол из Перми). Помимо постоянных участников "Золотой маски" появилось много новых имен и новых городов, которые привлекли к фестивалю и новых зрителей, небезразличных к судьбам неизвестной российской театральной провинции.

Всего в 212 номинациях "Золотой маски" 2016 года было представлено 54 театра. Лидерами по количеству номинантов стали такие города, как Пермь и Екатеринбург, а из театров - Александринка и БДТ.

Кто станет победителями, решали два профессиональных и на редкость очень многочисленных жюри - музыкального и драматического театра. Жюри музыкального театра возглавил режиссер, заведующий кафедрой оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Юрий Лаптев. В состав жюри музыкального театра вошли восемнадцать человек (sic!), и в их числе - солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Гурякова, народный артист СССР, профессор Московской консерватории им. Чайковского Зураб Соткилава, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе. Лучшие результаты в драматическом театре и театре кукол под председательством худрука воронежского "Камерного театра" и руководителя Платоновского фестиваля искусств Михаила Бычкова определяли пятнадцать человек. В списке членов жюри драмтеатра - фамилии актера Малого театра Василия Бочкарева, актрисы Театра Маяковского Евгении Симоновой, актрисы Театра им. Пушкина Александры Урсуляк, профессора Школы-студии МХАТ и художественного руководителя ЦИМа Виктора Рыжакова.

Дословно 

Сергей Волков, лауреат "Золотой маски" за лучшую мужскую роль - дебют в спектакле Театра им. Ленсовета "Кабаре Брехт":

- Спасибо моему учителю Юрию Николаевичу Бутусову, который своим примером показывает, что можно делать абсолютно все в театре. До прихода Бутусова в театр мы в студии занимались достаточно простыми вещами, а потом сходили на его "Макбет. Кино", и начался новый этап. Он открыл нам, что театр может быть очень личным искусством. И зачем он есть вообще. Тратить минуты или часы на самолюбование, страдание, болтовню, игру, лишенную смысла - или создать что-то, ставящее перед тобой вопросы, которых за всю жизнь не разрешишь, но будешь каждый раз пытаться их честно осознать относительно себя сегодняшнего. Люблю Бутусова именно за это. Не знаю, насколько я его актер, но могу сказать, что режиссера своего я нашел. (Из интервью "Российской газете")

Лауреаты

Итак, лучшими на 22-й "Золотой маске" названы:

  • Лучший спектакль большой формы - "Сон в летнюю ночь" Мастерской П. Н. Фоменко
  • Лучшая постановка малой формы - "О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова (Школа драматического искусства)
  • Лучший режиссер года - Андрей Могучий за спектакль "Пьяные" в БДТ им. Товстоногова.
  • Лучшая драматическая актриса - Мария Смольникова за роль в спектакле "О-й. Поздняя любовь"
  • Лучшим драматический актер - Сергей Волков за роль в "Кабаре Брехт"
  • Лучший "эксперимент" - "Звуковые ландшафты" Петра Айду
  • Лучший кукольный спектакль - "Толстая тетрадь" Пермского театра кукол
  • Лучша опера - "Хованщина" Мусоргского в постановке Александра
  • Лучший мюзикл - "Голливудская дива" Корнелиуса Балтуса
  • Лучший спектакль в современном танце - "Кафе Идиот"
  • Лучший балет - "Герой нашего времени" Кирилла Серебренникова.
  • Лучший композитор - Илья Демуцкий за музыку к балету "Герой нашего времени"
Справка "РГ"

"Золотая Маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Фестиваль "Золотая Маска" проводится Союзом театральных деятелей РФ, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Дирекцией Фестиваля "Золотая Маска".

Балет

Гвоздем программы в этом сезоне мог бы стать современный танец. Отечественные первопроходцы и уже классики жанра (Татьяна Баганова, Александр Пепеляев, Ольга Пона) не только представили очередные работы - все они в своем творчестве переживают то счастливое мгновенье, когда пришло мастерство, но не улетучилось ни вдохновенье, ни попытки расширить собственные возможности. При этом молодые хореографы, чьи имена пока знали только профессионалы - работающие дуэтами Анна Щеклеина и Александр Фролов из Екатеринбурга и Олег Степанов и Алексей Торгунаков, приглашенные в Краснодар, - представили оригинальные, самостоятельные и сложные спектакли. Жюри из всего этого разнообразия отметило "Кафе Идиот" современной труппы "Балета Москва". Спектакль по мотивам романа Достоевского лаконичен и ярок в своем кровавом сиянии, как метафора, а Александр Пепеляев не просто заслужил, а выстрадал эту первую в своей жизни "Маску" подвижническим трудом. Но жаль, что жюри (в нем работал лишь один специалист по современному танцу) никак не отметило взлет жанра, переживавшего в последние годы тяжелые времена.

Тот же "Балет Москва", но его классическая труппа, заставил говорить о себе и в балетном конкурсе. Здесь на лидерство он не претендовал, но его первое появление в конкурсе с одноактным спектаклем "Минос" Хуанхо Аркеса показывает, что творческая жизнь - это не прерогатива театров с гигантскими бюджетами и великими классиками на афише. Еще несколько лет назад "Балет Москва" жил по среднероссийскому стандарту: разводил "Лебединое озеро" на семь лебедей и ездил с ними по деревням и весям. Но сменившееся руководство придумало классической труппе, чахнувшей в тени сильного собрата-современщика новую программу. Теперь с ней работают хореографы, не обремененные званиями и устрашающими райдерами, но создающие спектакли, которые можно показывать рядом с премьерами Большого, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Пермского и Екатеринбургского театров - лидеров российского балетного процесса. А победил в этом году "Герой нашего времени" Большого - проект из разряда тех, что почти не появляются в наших классически ориентированных театрах. Он оригинален от идеи и создания либретто (Кирилл Серебренников) и музыки (Илья Демуцкий, которому досталась и личная "Маска" как лучшему композитору) до хореографии (Юрий Посохов) полнометражного спектакля. При этом скандально остались без наград екатеринбургские удачи: упоительная "Тщетная предосторожность" Сергея Вихарева и Павла Гершензона, соединяющая простодушие классического балета и изощренную игру в пассеизм современных интеллектуалов, и "Занавес", пример редкого сотворчества хореографа (Вячеслав Самодуров) и балерины (Мария Александрова).

Партнеры