20% россиян — в числе мировых бедняков

24.11.2017 09:45
Беляков
Сергей

эксперт

 

24.11.2017, 09:32

Сергей Беляков о том, чем опасна бедность и как с ней бороться

 
 
 
Wikimedia Commons
 

В октябре Росстат снова зафиксировал падение реальных доходов населения. В годовом выражении они снизились на 1,3%. Казалось бы, не так много, однако это показательный момент, поскольку негативный тренд пока переломить не удается. И даже повышение доходов, которое произошло в начале года в связи с выплатой по 5000 рублей пенсионерам, стало явлением временным. На общую картину ухудшения благосостояния оно принципиального влияния не оказало.

Если же посмотреть на динамику изменения доходов населения на более отдаленном временном отрезке, то ситуация выглядит значительно серьезней.

Например, последний год доходы находятся ниже уровня 2011 года, упав по отношению к этому времени на 11%. И о восстановлении в ближайшие годы речи не идет.

 

При этом мировое благосостояние продолжает расти. По данным исследования Credit Suisse, за последний год совокупный мировой капитал увеличился на 6% и достиг 280 трлн долларов. Но растет не только мировое благосостояние, но и дисбалансы. По данным исследования Credit Suisse, 1% самых состоятельных людей владеют 50,1% мировых капиталов. В начале века этот показатель был ниже — 45,5%.

В России проблема дисбалансов стоит еще острее, чем в других странах с развитыми экономиками. Так, по оценкам, 10% самых богатых россиян владеют 90% совокупного благосостояния.

В Китае, по оценкам, этот показатель находится на уровне чуть более 70%.

Но давайте не будем учитывать крайности в виде форбсов, как и делает наша статистика, когда фиксирует разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По критериям, которыми пользуются статистики, под богатыми людьми понимаются граждане, чей ежемесячный доход составляет порядка 90-140 тыс рублей. То есть это отнюдь не миллиардеры, как отмечалось выше, а представители среднего класса.

Более того, на прошлой неделе Мосгорстат опубликовал данные, что средняя зарплата москвича выросла за год на 8,5% и составила почти 92 тыс рублей. Условно говоря, средний москвич, по мнению Мосгорстата, в статистических данных фигурирует как «богатый» гражданин.

Теперь о дисбалансах. На первый взгляд, если судить по данным Росстата, ситуация в России улучшается. Так, за последние десять лет снизился так называемый коэффициент фондов, который отражает разницу в доходах — с 16,7 раз до 15,7 раз. Это означает, что самые бедные россияне имеют сейчас доход в 15,7 раз меньше, чем «богатые».

Снижается и еще один важный показатель — коэффициент Джини, который характеризует отклонение в распределение доходов. Так, десять лет назад этот показатель составлял 0,422 (величина может варьироваться от 0 до 1, чем она выше, тем глубже проблема дисбалансов), а в прошлом году — уже 0,414.

Однако о чем свидетельствуют другие статистические данные, разрыв сокращается не за счет снижения численности бедных людей, перетекающих в более высокую доходную категорию, а в связи с тем, что все меньше становится россиян, чьи доходы считаются наиболее высокими. За последние пять лет численность таких граждан уменьшилась на 0,5%.

То есть не бедные богатеют, а «богатые» беднеют. А в сочетании с устойчивой тенденцией падения доходов граждан к тому же и бедные становятся еще беднее.

Факт, безусловно, во всех смыслах негативный для экономики, поскольку именно средний класс является движущей силой потребления.

Однако небольшое сокращение численности «богатых» — ничто по сравнению с проблемой бедности. Есть такие нелицеприятные для нас оценки:

более 70% взрослого населения России относится к менее обеспеченной половине населения мира, при этом 20% относится к числу самых бедных представителей человечества.

По последним данным, за чертой бедности (то есть с доходами ниже прожиточного минимума) в стране находятся почти 21,5 млн человек. При этом в 2010 году таких граждан было меньше — 17,7 млн человек. Россия для достаточно развитых экономик отличается не только чрезмерной численностью бедных, но и структурой бедного населения.

Весной этого года вице-премьер Ольга Голодец указала на еще одну неприятную особенность — беднеет работающее население. Так, около 5 млн работников получают зарплату ниже прожиточного минимума. По мнению вице-премьера, в стране просто нет такого труда, который мог бы оцениваться в 7,5 тыс рублей (на данный момент МРОТ составляет 7,8 тыс рублей). Более того, работа за такую зарплату не приносит материального удовлетворения не только самому человеку, но и совершенно не способствует развитию экономики.

Была такая шутка в советские годы: «мы делаем вид, что работаем, они делают вид, что платят зарплату». Наивно ожидать от людей, получающих 7,5 тыс рублей в месяц, высокой производительности труда и энтузиазма.

С такими показателями бедности программа по борьбе с этим явлением должна стать приоритетной, однако дальше деклараций пока дело не идет.

Что нужно сделать, на мой взгляд.

Первое — все-таки отделить проблему бедности и низкой оплаты труда от проблемы теневых доходов, поскольку зачастую низкие зарплаты являются официальными, а в реальности работник получает значительно больше. По исследованию международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), Россия находится на четвертом месте в рейтинге 28 крупнейших теневых экономик с 33,6 трлн рублей или 39% от ВВП.

И можно с уверенностью предположить, что доходы значительной части работников, которые получают «минималку», просто являются серыми. Если вывести их из тени, то это не только положительно повлияет на статистические показатели, но и реально улучшит ситуацию по борьбе с бедностью. Например, хотя бы позволит немного повысить пенсии пенсионерам. Дело в том, что за счет сокрытия доходов работодатели минимизируют уплату не только налогов, но и страховых взносов, чем отрицательно влияют на доходы Пенсионного фонда. Повышение этих доходов может способствовать и увеличению выплат пенсионерам.

Второе — в России установлена чрезвычайно низкая минимальная заработная плата (МРОТ), что, с одной стороны, позволяет процветать теневому сектору, с другой, открывает широкий простор для работодателей не выплачивать зарплату выше установленной величины. Это, безусловно, нужно менять, особенно учитывая, что в других странах минимальная зарплата значительно выше. Например, в Бразилии — почти в два раза, Китае — в три раза, Аргентине и Польше — в четыре и четыре с половиной раза соответственно.

Более того, МРОТ у нас в стране, что также является особенностью России, ниже прожиточного минимума, который во втором квартале 2017 года составлял 10329 рублей.

Скажу больше — и прожиточный минимум уже давно не отражает реалий жизни.

В соответствии с ним, для выживания человеку достаточно тратить в месяц на продукты 4871 рубль, на непродовольственные товары — 2372 рубля. С учетом нынешних цен представить, что этого достаточно даже для того, чтобы сводить концы с концами, просто невозможно.

Да, президент в очередной раз поставил перед правительством задачу повысить МРОТ до прожиточного минимума, что и планируется сделать к 2019 году. Планы такие, правда, были и в 2014 году, и если бы они реализовались, то уже в октябре 2017-го МРОТ сравнялся бы с прожиточным минимумом. Однако этого не произошло. Одна из причин — для увеличения доходов населения в этом случае понадобилось бы, по оценкам, 2 трлн рублей.

Важно отметить, что увеличение МРОТ в первую очередь отразится на доходах бюджетников, то есть повысит социальную ответственность государства как работодателя и улучшит ситуацию в депрессивных регионах. А разница в доходах в различных субъектах Федерации может достигать 16 раз.

В любом случае, мало уровнять МРОТ и прожиточный минимум, уместно сначала этот прожиточный минимум привести в соответствие с реальными, а не нарисованными на бумаге потребностями человека.

Третье — для изменения ситуации с бедностью к лучшему не нужно изобретать велосипед. Есть опыт других стран, в том числе из Центральной Европы. Например, там освобождают от уплаты налогов или облагают минимальными налогами людей, которые имеют низкие доходы.

Четвертое — необходимо наконец реализовать принцип адресности мер социальной поддержки, то есть финансировать поддержку тех, кто действительно в ней нуждается.

Есть и еще множество мер, которые постепенно приведут к снижению уровня бедности, но главное — борьба с бедностью должна стать приоритетом номер один, а экономический рост должен с неизбежностью приводить к росту доходов граждан и сокращению количества бедных в стране.

Бедность — проблема не только социальная, но и экономическая. Чем выше будет благосостояние каждого конкретного гражданина, тем больше он будет работать на экономику за счет повышения качества и эффективности труда, увеличения потребления и сбережений.

Партнеры