БГ, от которого сияние исходит
Горелов
Денис

кинокритик

11.11.2018 08:15

 

Наш кинокритик Денис Горелов рассуждает о новом российском историческом сериале «Годунов»
 
Авторы добились главного, обратив русские средние века, постоянно изображаемые царством страха и криводушия, в увлекательное, азартное дело по установлению самодержавной власти
Авторы добились главного, обратив русские средние века, постоянно изображаемые царством страха и криводушия, в увлекательное, азартное дело по установлению самодержавной властиФото: кадр из фильма
Изменить размер текста:

Годуновскую харизму сгубил Пушкин.

Вина перед народной мифологией и исторической беллетристикой — его.

Так-то одиссея безродного чернеца, умом и хитростью занявшего трон, приструнившего знать и правившего для средних веков разумно, честно и милостиво, была бы чистой конфетой для новых демократических времен и камнем в фундамент национального самоуважения.

Годунов Трейлер российского сериала #3 (2018).

Но одним прокурорским вопросом Сан Сергеич кроет царя Бориса, как ЖегловГруздева пистолетом «байярд»: «А кто-кто у нас мальчика Митю зарезал?» Вопрос этот бьет поддых, лишая благонамеренных летописцев опоры и гладкописи, а прогрессистам вручая аргумент-кистень об изначальной порочности любого самодержавного правления.

Для консерваторов Годунов — предтеча всеславного и во гневе умеренного дома Романовых. Для всечеловеков — символ темного русского средневековья с недвусмысленными кивками на сегодняшний день. На чьей стороне авторы сериала — видно уже по зачинному посвящению Станиславу Говорухину: имя покойного просвещенного государственника гарантирует оценку былого исключительно с позиций национального интереса, а не общегуманного императива переходного периода.

Еще более обнажает замысел канала-производителя приглашение на постановку своего давнего протеже Алексея Андрианова. «Шпионом» (2012) по мотивам Акунина он показал, что, кажется, один в стране способен творить не просто величавый, а обаятельнейший государственный миф с оттенком байки: мол, не любо — не слушай, а врать не мешай (в фильме Белый Царь генералиссимус Сталин вершит государевы дела в куполе так и не построенного исполинского Дома Советов, на уровне облаков, — ясно, что у Акунина о том и словом не поминалось). Только его лукавому дарованию (разумеется, в паре со сценаристом Тилькиным) дано преодолеть вековечное проклятие русской истории — отсутствие ее массовой авантюрной, сугубо народной версии.

На чьей стороне авторы сериала — видно уже по зачинному посвящению Фото: кадр из фильма

На чьей стороне авторы сериала — видно уже по зачинному посвящениюФото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Нет у нас Дюма и Стивенсона.

Нет Вальтера Скотта и Эжена Сю.

И Конан-Дойля с «Похождениями бригадира Жерара».

Один Пикуль, да и тот целиком в осьмнадцатом веке.

Миссию первооткрывателя извилистой, легкой, архиинтересной истории дворцовых интриг принуждено взять на себя современное сериальное производство. Не так важно гордиться своей историей (она длинная, всякое бывало) — сколько не рассматривать ее как один мрачный пыточный подвал. Был и подвал — а у кого их не было, нет, скажите, я жду! И темь от малых окошек: стекол-то еще не изобели. Но и престольные праздники с пиром-благодатью, и церква-росписи, и шпаги-кони, и брусника моченая. Создать приемлемый образ старины глубокой, не впадая в ересь скоморошьего лубка, сегодня первостепенная задача национального художества, и исполнить соцзаказ взялась презренная, зато богатая десятая муза.

С ролью Дюма Тилькин и Андрианов справляются на пять. Каждая серия представляет собой историю разгрома Борисом очередного боярскогозлоумышления против трона и за этот самый трон. Переигрыванья польских и английских притязаний. Ловкого строения и расстроения нужных и ненужных государству браков. Доказательство, что хранить державный интерес можно и без инквизиции, умом и интригой, пером, а не топором. А тему убиенного царевича авторы искусно задвигают в конец первого сезона — уже окончательно влюбив нацию в премудроковарного Леля Бориса сына Годунова (как народ смотрит кинороман — видно по длине рекламных пауз).

Создать приемлемый образ старины глубокой, не впадая в ересь скоморошьего лубка, сегодня первостепенная задача национального художества Фото: кадр из фильма

Создать приемлемый образ старины глубокой, не впадая в ересь скоморошьего лубка, сегодня первостепенная задача национального художестваФото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Деланая кротость с предерзким взглядом исподлобья, моментальный обсчет ситуации мозгом шахматиста, обманчивый наивняк и усмешливое развенчание чужой гордыни сыграны Сергеем Безруковым в наилучших традициях Саши Белого (простодушие у него выходит хуже, клыки видать, — да здесь простодушия нет и в помине). Неотразимо куражится и юродствует в роли Малюты Виктор Иванович Сухоруков. Вредный старик Грозный в исполнении Маковецкого неожидан и тем хорош. Отказавшись от Михаила Ефремова, Александра Баширова и отца Иоанна Охлобыстина (типажно вполне созвучных веку), авторы явно дали понять, что лишней потехи-комедии им в сюжете не надобно. А Федор Бондарчук уже играл царевича в фильме отца в 1986-м (там Сергей Федорович в заглавной роли возлагал на сына-отрока царские бармы и мономашью шапку и как в воду глядел: все сбылось).

Что до намеков на день сегодняшний — так не одной оппозиции сей прием ведом. Царь Борис начинал в охранке у Малюты. Давил со сподвижниками мздоимство и боярскую корысть, аукнувшиеся в новейшие времена словом «семибанкирщина». Лично выходил под пики стрелецкого мятежа, вразумляя смуту твердым словом, — точь-в-точь как небезызвестный офицер берлинской резидентуры при попытках немецкой черни погромить архивы спецслужб. Есть что вспомнить и запараллелить и государственникам.

Авторы добились главного, обратив русские средние века, постоянно изображаемые царством страха и криводушия, сонмом юродивых с мольбой о копеечке, — в увлекательное, азартное, а то и общеполезное дело по установлению не только самодержавной власти, но и многоуровневой системы управления гигантским государством.

А здесь и национальному гению слово:

Да ведают потомки православных

Своей земли минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро.

Это, между прочим, из того же самого «Бориса Годунова».

Сцена «Келья в Чудовом монастыре», стих двенадцатый.

«Годунов», 1-й сезон. 2018. Реж. Алексей Андрианов.

"Комсомолка" рекомендует серию "Правители России". Ищите наshop.kp.ru и в фирменном магазине "КП" по адресу Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1.

Cерия "Правители России"

Cерия "Правители России"

12+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Борис Годунов: 7 фактов об истории правления русского царя

С детства школьные учебники в унисон восклицали: Борис Годунов - отрицательный персонаж, и точка. Смутное время, Великий голод, установление жестокого крепостного права, что вам еще надо? (подробности)

ЕЩЕ МНЕНИЯ

«Годунов»: Сага без льда и пламени

Павел САДКОВ

В историческом сериале не имеют значения длина волос и явные ляпы. Важны только дух времени и его драма, считает наш корреспондент (подробности)

Сериал «Годунов»: Безрукова на царство?!

Егор АРЕФЬЕВ

В эфир выходит масштабное историческое полотно о темных закоулках истории России XVI века (подробности)

«Годунов»: История в картинках

Сергей ЕФИМОВ

Исторические образы доходят до массового сознания в схематичном виде: этот был псих и сына убил, Скуратов - жестокий. Годунов - вообще опера, его поют. Почувствовать в этих схемах живых, реальных людей очень сложно, если ты не занимаешься этим профессионально. Глубина веков давит. Непонятно и тоскливо. (подробности)

При полном или частичном использовании
материалов ссылка на ресурс обязательна.

Яндекс.Метрика