

Сергей Пикин: Цена топлива стабилизируется и не обгонит инфляцию по итогам года
Николай МЫСИН
- Эх, да раньше на эти деньги всю вашу заправку можно было купить!
Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП
Цены на бензин растут. Почему? Объяснение простое, как гвоздь. Если нефть дорожает, то и топливо становится дороже. Если сырье дешевеет, нефтяные компании терпят убытки и вынуждены повышать цены, чтобы их компенсировать. Если цена нефти стабильна, бензин становится дороже из-за инфляции.
Шутка на самом деле грустная. Ведь топливо нынче дорожает быстрее инфляции. Общий индекс потребительских цен, по официальным данным, с января по август подрос на 3,94%, с августа прошлого года - на 8,14%. А бензин автомобильный за те же периоды подорожал на 6,58% и 11,01% соответственно. С началом сентября процесс только ускорился.
Открываем данные Росстата. В августе литр АИ-92 в среднем по стране стоил 58,93 рубля. В День знаний - уже 59,01. Спустя неделю - 59,35. А с начала года по 15 сентября эта марка топлива подорожала уже на 8%!
Настораживают новости о дефиците топлива на заправках в Крыму и в Приморье.
БЕЗ ПАНИКИ!
- На самом деле ситуация не столь критичная, - обнадеживает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - С 2018 года в стране действует правило: цена на топливо не должна расти выше инфляции. И вопреки всем кризисам, с которыми мы столкнулись, до сих пор этот график удается выдерживать. Всех огорчает рост цен на бензин. Но, например, дизель прибавил в стоимости существенно меньше. И если «поженить» показатели, то окажется, что в целом рост цен на моторное топливо ниже инфляции.
Что, кстати, подтверждают данные Росстата (см. «Только цифры») и отсутствие паники среди аграриев. Никто из них не бегает по потолку и не просит пощады, как было в 2023 году. Тогда дизель в отличие от бензина очень мощно прибавил в цене. А от стоимости «тяжелого» топлива зависят цены в первую очередь на продукты: чем дороже убирать урожай, тем выше стоимость хлеба и мяса. Сейчас в этом плане проблем, в общем, нет. Да, дизель тоже в цене вырос. Но с начала года всего на 2,5%. Незначительно.
Цены меняются от региона к региону. Литр 95-го в среднем по стране стоит 64,32 рубля. В Москве - 65,91. В Омской области и в Алтайском крае ценник ниже - 59,87 рубля. Зато на Чукотке и в Якутии придется заплатить больше 77 рублей.
Отправить нефтепродукты в отдаленные регионы непросто. Как правило, в этом задействуют железные дороги. А летом они перегружены - и пассажирами, и другими товарами. Вот и результат.
ПРИЧИНЫ РОСТА - 1
Их несколько, говорят эксперты.
1. Фактор сезонности. Лето - пора сбора урожая и отпусков. Бензин нужен и людям, путешествующим на море и в другие регионы, и фермерам. Крупная сельхозтехника - трактора и комбайны - пашет на дизеле. А вот генераторы и легкая техника - мотоблоки, косилки, обычные машины - требуют того самого бензина. И его нужно много.
2. Плановые ремонты на НПЗ. Обычно их проводят в мае, но в этом году перенесли на июль. Получается, спрос на топливо традиционно высок, а заводы ушли на каникулы. Конечно, перед отпуском НПЗ наращивают производство, чтобы заполнить хранилища, но…
3. Рентабельность малых сетей АЗС. Условно - есть два типа заправок.
Первые принадлежат крупным холдингам, так называем вертикально интегрированным компаниям. Они контролируют всю цепочку - от добычи ископаемых до их переработки и реализации конечному потребителю.
Второй тип - небольшие, как правило, региональные сети, которые приобретают топливо на биржах. У них и оборот поменьше, и рычагов влияния на конечную цену нет. Работают по принципу «купил - чуть добавил - продал». Если цена на бирже растет, такие сети начинают нервничать. Боясь дальнейшего подорожания, скупают по высокой стоимости то, что есть, и день за днем переписывают ценники для клиентов в большую сторону. А если денег нет, то просто перестают торговать. Отсюда и дефицит в некоторых регионах. В том же Крыму сетей крупных компаний вообще нет, представлены только местные. А там, где этот дефицит удалось погасить, скажем, в Приморье, цены на бензин за месяц выросли на 2 - 9 рублей за литр.
ПРИЧИНЫ РОСТА - 2
- Ситуация напоминает конец лета 2023 года, - комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. - Производителей тогда напугали планы правительства снизить топливный демпфер на 50%. И чтобы компенсировать возможные убытки, они заранее подняли стоимость своей продукции. Тогда как раз особенно подорожал дизель.
Но что такое демпфер? Особый механизм, позволяющий правительству влиять на ситуацию. Когда цена на нефтепродукты внутри страны ниже, чем за границей, правительство выплачивает компенсацию крупным компаниям. Чтобы они не гнали бензин и дизтопливо за рубеж, а продавали их в России. Порог разницы в цене, при котором действует мера поддержки, - 10% на бензин и 20% на дизель. При обратной ситуации, когда у нас цены выше, чем за рубежом, уже компании возвращают в бюджет излишки прибыли.
Снижение выплат по демпферу и спровоцировало кризис 2023 года. Снижение, кстати, тогда отменили, чтобы погасить «пожар».
- В прошлом году все было спокойно. В нынешнем сыграли свою роль еще два фактора, - продолжает Игорь Юшков. - Во-первых, нефть подешевела до 60 - 70 долларов за баррель против прежних 80 - 90. Во-вторых, вырос курс рубля к доллару. Так что без всякого снижения демпфера наши нефтяные компании стали получать компенсации из бюджета на сумму до 46% меньше, чем прежде.
Реагируя на ситуацию, в правительстве заявили, что демпфер повысят с 10% до 20% на бензин и с 20% до 30% - на дизтопливо. Но решение прежде нужно провести в Госдуме. Обещают, что сделают это «ретроспективно». То есть компенсируют нефтяникам разницу за предыдущие пару месяцев.
Еще одна причина взлета цен - запрет на экспорт топлива для производителей. Его цель - восполнить дефицит топлива на внутреннем рынке. Но бизнес, разумеется, терять деньги не хочет. Вот и компенсирует недополученную прибыль за счет покупателей в России.
ПРОГНОЗ
Ситуация стабилизируется
- Обывателей пугают рекордные котировки на топливной бирже, но надо понимать, что она живет своей жизнью и биржевые цены почти не влияют на стоимость бензина на заправках, - говорит Игорь Юшков. - В 2022 году, например, тонна 92-го «просела» до минимальных значений. Но заправляться тогда мы дешевле не стали.
- Механизм работает и в обратную сторону. За счет топливного демпфера государство компенсирует издержки крупных компаний, цены на топливо стабилизируются и резко расти перестанут, - добавляет Сергей Пикин. - Так что мы, скорее всего, увидим, что по итогам года бензин подорожал не выше общей инфляции.
Можно ли надеяться на откат цен? В России такое случается нечасто: что выросло, то выросло. Хотя бывают и приятные исключения. У всех на слуху примеры с гречкой и куриными яйцами. Было время, когда они непомерно дорожали, а сейчас цены ниже, чем год-два назад.
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27754.5/5145912/