Неожиданный диагноз: чем может обернуться для водителя визит к врачу

26.06.2025 08:15

 

Госавтоинспекции расширили полномочия по аннулированию прав

Кирилл Сазонов

София Прохорчук

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Государственная дума приняла поправки, предусматривающие возможность аннулирования водительского удостоверения, если у автомобилиста будет обнаружено заболевание, при котором нельзя управлять транспортом. Информацию о таких недугах, выявленных в ходе диспансеризации или обычного визита в клинику, медики будут обязаны передавать в Госавтоинспекцию. Врачи, юристы и эксперты неоднозначно оценивают нововведения. Подробности в материале «Известий».

Права под нож

Госдума одобрила поправки в законы «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных», которые расширяют полномочия Госавтоинспекции по аннулированию водительских удостоверений. Документ опубликован в системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента. Согласно принятым изменениям, с 1 марта 2027 года, если в ходе медосмотра, медосвидетельствования или при оказании медицинской помощи у водителя будет обнаружено заболевание, при котором запрещено садиться за руль или накладывающее ограничения на управление автомобилем, врачи будут обязаны известить его об этом, а также внести соответствующую информацию в единую базу данных, к которой получат доступ сотрудники МВД.

Микрофон

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«В случае выявления у водителя при проведении медицинских освидетельствований <...> заболевания, являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами, медицинская организация направляет водителю транспортного средства и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, уведомление о необходимости прохождения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования», — говорится в тексте документа.

Получив такое уведомление, автомобилист будет обязан в течение трех месяцев пройти необходимое дополнительное обследование. Если он не сделает это в установленный срок, а также если в ходе такого обследования подтвердится диагноз, Госавтоинспекция сможет аннулировать его водительское удостоверение.

Медосмотр

Фото: ТАСС/ Алексей Белкин

«Право на управление транспортными средствами, действие которого прекращено <...>, восстанавливается при наличии медицинского заключения, подтверждающего отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, с учетом медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», — говорится в поправках.

Без суда

Право на аннулирование водительского удостоверения в случае обнаружения заболевания, не позволяющего управлять транспортом, у полиции есть и сейчас, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Но по действующему законодательству для этого необходимо судебное решение, подчеркивает он. После вступления нового закона в силу решения суда для этого не потребуется, рассказал «Известиям» юрист.

В настоящее время законодательством установлена обязанность для водителей, не осуществляющих профессиональную деятельность по управлению ТС, прохождения медицинского освидетельствования по истечении 10-летнего срока действия водительского удостоверения, отмечают авторы документа. Это приводит к тому, что автомобилисты, у которых выявлены медицинские противопоказания, не обнаруженные ранее, продолжают управлять транспортными средствами до истечения срока действия прав, констатируют они.

Права

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

«В течение последних пяти лет подразделениями Госавтоинспекции на основании судебных решений о прекращения права на управление транспортными средствами лицам, имеющим заболевания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, было аннулировано более 105,4 тыс. водительских удостоверений. Указанное создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Как ранее сообщили «Известиям» в Минздраве России, сведения о результатах медицинского освидетельствования водителей будут передаваться в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Сейчас в нее заносятся данные о результатах медицинских освидетельствований на наличие или отсутствие противопоказаний к владению оружием.

С какими недугами нельзя управлять автомобилем

Диагнозы, при которых нельзя управлять транспортом, указаны в постановлении правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». В частности, это запрещено людям, страдающим шизофренией, умственной отсталостью, эпилепсией, ахроматопсией (дальтонизмом), алкоголизмом, наркоманией и некоторыми другими заболеваниями. С 1 сентября этого года вступает в силу новое постановление правительства, в котором уточняются коды заболеваний в соответствии с их международной классификацией.

Алкотестер

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Помимо запретов, в постановлении перечислены диагнозы, при которых разрешается управлять ТС, но с определенными условиями. Например, использование очков или контактных линз при снижении остроты зрения, обязательное оснащение машины парктроником в случае слепоты одного глаза, возможность управления транспортным средством только с автоматической трансмиссией при определенных видах травм или отсутствии конечностей.

Полезно для безопасности на дорогах

Опрошенные «Известиями» медики считает, что введение новых позволит исключить из движения людей с опасными заболеваниями и повысить безопасность на дорогах. Управление автомобилем требует не только знания огромного количества правил, но также опыта и мгновенной правильной реакции мозга, подчеркивает невролог Павел Хорошев.

— Такое эффективное поведение требует полного здоровья мозга и психики. Поэтому, например, отклонения в поведении — весомый повод для отстранения от управления автомобилем, — считает он.

Машины

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Принятие поправок является полезным и необходимым шагом для обеспечения безопасности дорожного движения, рассказал «Известиям» врач-кардиолог и руководитель направления медицинских проектов и инноваций «Инвитро» Алексей Никитин. Такие изменения минимизируют число ДТП и, как следствие, снизят количество травм и летальных исходов на дорогах, полагает он.

— Водители с заболеваниями, которые могут внезапно вызвать потерю сознания, дезориентацию, психомоторное возбуждение или нарушение когнитивных функций, представляют серьезную опасность. Например, при эпилепсии с частыми приступами управление транспортным средством может быть опасно не только для других участников дорожного движения, но и для самого водителя, — пояснил Алексей Никитин.

Одобренные поправки позволят упорядочить систему медицинского освидетельствования и повысить доверие к системе выдачи водительских удостоверений, добавил он. По словам эксперта, эти изменения усиливают роль медицинского сообщества в обеспечении безопасности на дорогах, делая процесс медицинского освидетельствования водителей более значимым и имеющим реальные последствия.

Права

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Это должно стимулировать врачей еще более ответственно относиться к осмотрам, — уверен Никитин.

При этом он пояснил, что болезни могут иметь разную степень выраженности и это нужно учитывать. Например, человек с легкой формой депрессии, находящийся под контролем врача и принимающий адекватную терапию, может безопасно управлять автомобилем, отметил эксперт.

Новый закон особенно полезен для пожилых водителей, поскольку зачастую в пожилом возрасте оценка состояния здоровья, и в том числе когнитивных функций, могут требовать более внимательного отношения, полагает врач-психиатр Алина Говенько.

 

Важны критерии

Существующие сейчас запреты и ограничения на управление транспортом по медицинским показаниям в основном состоят либо из явных физиологических дефектов вроде отсутствующих конечностей, либо из психоневрологических и наркологических диагнозов, отмечает Сергей Радько. Достоверно установить, что человек страдает шизофренией, умственной отсталостью, эпилепсией, алкоголизмом или наркоманией, может врач-специалист, специализирующийся по данным недугам. В ходе обычного обследования, диспансеризации, приема у терапевта медработники могут только по косвенным признакам заподозрить у человека «запретное» заболевание и направить его на дополнительное, более углубленное обследование к соответствующему профильному специалисту, подчеркивает он.

ДПС

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Для этого крайне важны максимально четкие и подробные критерии, по которым водитель будет направляться на такое исследование, а информация об этом — поступать в базу данных и являться основанием для аннулирования прав. Это позволит избежать ситуаций, при которых человеку, пришедшему в поликлинику с ОРЗ или высоким давлением, придется проходить дополнительные обследования, лишь потому, что принимавшему его врачу «что-то показалось», — заявил «Известиям» Сергей Радько.

Аналогичной точки зрения придерживается и член президиума Общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. Принятые поправки должны исключить из дорожного движения тех, кто по медицинским показаниям не может управлять транспортом. Но при этом необходимо четко определить основания для этого, подчеркивает он.

— Кроме того, обязательно должен быть разработан максимально прозрачный и контролируемый механизм направления водителя на дополнительные обследования, чтобы исключить коррупционную составляющую, — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.

Медосмотр

Фото: ТАСС/Данил Айкин

По его словам, также необходимо, чтобы информацию в единую базу данных передавали не только государственные, но и частные клиники, считает эксперт. Сейчас человек, страдающий алкоголизмом, может получать помощь в частном медцентре и при этом официально не стоять на учете в наркодиспансере, отметил Игорь Моржаретто.

Запущенный случай

Введение новых правил, безусловно, позволит исключить из дорожного движения тех, кто не должен управлять машиной, уверен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Но вместе с тем велика вероятность, что водители просто станут реже обращаться к врачам из опасений остаться без прав, полагает он.

— Допустим, у человека что-то где-то кольнуло. Зная, что потенциально визит к врачу может обернуться для него дополнительными хлопотами и возможным аннулированием прав, с большой долей вероятности можно предположить, что он займется самолечением и попытается избавиться от недуга «народными средствами». А то и вовсе будет действовать по принципу «само пройдет», — заявил «Известиям» Максим Кадаков.

Водитель

Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

В этом случае велика вероятность вовремя не заметить какое-то опасное заболевание, не ведущее к запрету на управление транспортом, полагает главред «За рулем».

Партнеры