

Источник: Евгений Мессман/ТАСС
Бюджет России всё чаще становится предметом споров и мрачных прогнозов. Причина — дефицит, который превосходит все нормативы (которые, в свою очередь, неоднократно пересматривались в сторону повышения). По итогам семи месяцев расходы превзошли доходы бюджета почти на 5 трлн рублей, а некоторые прогнозы дают общий дефицит по итогам года в 8 трлн рублей, чего не было уже давно. В то же время в этом году «фискальный импульс» — рост государственных расходов — почти никак не отражается на инфляции. Как сильно может вырасти дефицит и насколько это опасно для экономики и бюджета — в материале «Известий».
В прошлом году (как и во многие другие годы) дефицит бюджета до последнего месяца был почти нулевым, но в декабре произошло резкое вливание государственных средств в экономику, в результате чего он составил 1,7% ВВП. Это меньше, чем в два предыдущих года, но тем не менее достаточно, чтобы довольно сильно повлиять на инфляцию. В 2025-м она идет по значительно более высокой траектории, чем год назад.
По итогам первых семи месяцев накопленный дефицит бюджета составил 4,88 трлн рублей. За первые семь месяцев 2025 года в федеральный бюджет поступило более 20,3 трлн рублей, что на 2,8% выше объема поступления доходов в прошлом году. А вот объем расходов превысил аналогичный период 2024-го более чем на 20%. При этом за эти месяцы уже превзойден годовой план дефицита (3,78 трлн рублей). По большей части эта разница профинансирована за счет накопленных остатков банков (3 трлн). Остальное — за счет займов.
Экстраполируя эти цифры с опытом предыдущих лет, как делают некоторые аналитики, можно прийти к выводу, что по итогам года дефицит достигнет 8 трлн рублей. Насколько это вероятно? Минфин заявляет, что в этом году было проведено опережающее финансирование множества расходов в январе. То есть расходная часть более равномерно распределена по текущему году, а не сброшена на его концовку. В то же время могут быть проблемы с доходами: план Минэкономики, вероятно, завышен. Во-первых, рост ВВП, судя по всему, окажется ниже заложенного в бюджете. А во-вторых, и инфляция окажется на один-полтора процентных пункта меньше, чем в плане (7,6%). Всё это намекает на то, что доходы окажутся ниже ожиданий.
К слову, увеличение расходов пока особо не заметно в статистике роста денежной массы M2, который пока слабее обычных для этого периода года уровней. То есть рост государственных расходов компенсируется уменьшением создания денег в других секторах экономики.
По словам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, оценки возможного дефицита бюджета по итогам года пока находятся в достаточно широком диапазоне.
— Максимально жесткий на данный момент прогноз дефицита бюджета в размере около 8 трлн рублей может предполагать экстраполяцию дефицита бюджета по итогам первого полугодия на вторую половину года или допущение, что график расходов будет близок к динамике прошлого года. В то же время Минфин в этом году планирует выйти на равномерную внутригодовую динамику расходов — примерно 25% за квартал, — указывает эксперт.
Отметим, что 8 трлн рублей — это, предположительно, около 4% номинального ВВП. Исторически это очень много: последний раз такой показатель был в ковидном 2020 году. В то же время по мировым меркам 4-процентный дефицит не является из ряда вон выходящим в России, где всегда стремились к сбалансированному бюджету. Ольга Беленькая добавила, что исходя из текущей динамики исполнения бюджета можно сделать вывод, что для исполнения годового плана профицит бюджета в оставшиеся пять месяцев года должен составить около 1 трлн рублей, а расходы в номинальном выражении должны сократиться на 11% к августу — декабрю прошлого года.
— На наш взгляд, такое сильное сокращение все-таки трудно ожидать. Осенью предстоит новое уточнение бюджетных проектировок и, скорее всего, прогноз дефицита бюджета будет вновь увеличен. Вряд ли он составит менее 5 трлн рублей, но оценка около 8 трлн рублей представляется пока все-таки избыточной, — добавила Беленькая.
В свою очередь, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах говорит, что декабрьский пик бюджетных выплат с каждым годом всё меньше — и существенный рост расходов в январе — феврале был предоплатой контрактов.
— В 2025 году декабрь должен быть куда менее значимым. Мы ждем профицитных помесячных бюджетов до конца года и дефицит по итогам года 4,5−5 трлн рублей. 8 трлн — сценарий возможен только при «черных лебедях» (неожиданных шоковых событиях. — «Известия») достаточно большого масштаба, — отмечает он.
Самое интересное, что огромные расходы, допущенные к началу августа практически никак не сказались на росте цен. К настоящему моменту мы имеем пять подряд недель дефляции и годовую инфляцию, опустившуюся с двузначных уровней до 8,5%. Сильный фискальный импульс по идее должен был разогнать цены. Почему этого не произошло?
— Влияние фискального импульса на инфляцию в этом году менее ощутимо в силу значительного замедления роста кредитования (что влияет на замедление динамики денежных агрегатов) и укрепления рубля (эффекты жесткой ДКП), — констатирует Ольга Беленькая. — Кроме того, планировалось, что сам бюджетный импульс в этом году сократится. ЦБ и Минфин не раз заявляли, что заложенные в бюджетные параметры этого года нормализация бюджетной политики и возвращение к бюджетному правилу должны оказывать дезинфляционное влияние.
Эксперт добавила, что в бюджет этого года заложен переход к нулевому структурному первичному дефициту.
— При этом в резюме обсуждения ключевой ставки на июльском заседании участники дискуссии сделали вывод, что в первом полугодии 2025 года исполнение расходов федерального бюджета было близко к траектории 2023−2024 годов и сохранялся структурный первичный дефицит. Вместе с тем высказывалась надежда на выполнение планов Минфина с учетом информации правительства о стремлении к равномерному распределению расходов внутри года.
Антон Табах со своей стороны связал этот феномен с тем, что бюджетные проблемы этого года в основном на стороне доходов, а не расходов. Последние достаточно жестко контролируются (планово растут), за исключением связанных с высокой ставкой.
— А вот доходы страдают от сильного охлаждения экономики и крепкого рубля, даже при повышении ставки налога на прибыль поступления не растут, не говоря уже о резком падении нефтегазовых поступлений. Поэтому и нет импульса.
Таким образом, беспокойство по поводу высокого дефицита бюджета вряд ли оправданно. Как мы видим, он практически никак не влияет на инфляцию — другие факторы оказываются важнее. Нет и проблемы вымывания ликвидности в сектор государственных бумаг из других областей. Если же рассматривать дефицит как процесс накопления госдолга, то здесь и вовсе причин напрягаться нет: долг России составляет менее 20% ВВП. Учитывая, что даже для развивающихся стран норма составляет 40−60%, то Россия могла бы иметь такие показатели дефицита буквально десятилетиями, чтобы лишь достичь медианного мирового значения данного показателя.