Советник Президента РФ Сергей Глазьев о Евразийском экономическом союзе: что осталось сделать и зачем это нужно

18.02.2014 02:00

- Как мы видим, к сожалению, процесс формирования союза продвигается медленными темпами. В чем причины торможения интеграции? Почему интеграция не расширяется, не углубляется?

- Евразийская экономическая интеграция, продвигается строго в соответствии со сроками и планами, установленными Президентами государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Достигнутые результаты интеграции заложили прочную основу для работы общего рынка товаров - первой ступени интеграции. В настоящее время идет активная работа по обеспечению ее эффективного функционирования, ориентированная на выравнивание условий конкуренции и гармонизацию антимонопольного регулирования. Разрабатываются общие правила регулирования деятельности естественных монополий, ограничения по предоставлению субсидий, механизмы доступа к государственным закупкам. В ближайшее время общий рынок товаров будет дополнен общим рынком услуг, капитала и труда. Услуги должны будут предоставляться на условиях национального режима в рамках всех трех государств Единого экономического пространства, включая транспортные, энергетические и финансовые услуги. Заработает единый финансовый рынок и рынок капитала.

Следующий этап - создание Евразийского экономического союза, который в дополнение к общему рынку товаров, услуг, капитала и труда предполагает формирование общей стратегии развития, которая должна включать проведение общей промышленной, сельскохозяйственной и научно-технической политики. Для достижения поставленных целей предполагается сформировать процедуры стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития государств, предусматривающие выбор и реализацию общих приоритетов, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ. При этом процедуры разработки этих программ и контроля за их выполнением должны быть максимально упрощены. Планируемый в скором времени переход к согласованной макроэкономической политике предусматривает установление общих ориентиров по основным макроэкономическим показателям, включая уровень инфляции, ставку рефинансирования, дефицит бюджета. Рассматривается целесообразность создания союзных институтов регулирования унифицированных видов госконтроля: ветеринарного, санитарного, фитосанитарного и таможенного.

В декларации  евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г. было зафиксировано, что участники ТС стремятся завершить к 2015 г. кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП и на этой основе создать ЕЭС. Эта работа будет включать, в том числе, договоренности по сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике; структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и услуг; созданию евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций.

Масштаб и сложность стоящих задач по расширению и углублению интеграционного процесса предъявляют повышенные требования к работоспособности и эффективности национального органа, курирующего разработку и принятие документов, имеющих силу прямого действия на единой таможенной территории - Евразийской экономической комиссии.

- Как, по-вашему, таможенный союз - это стратегический или коммерческий интерес?

- Таможенный союз - это объективная необходимость, имеющая стратегическую значимость для развития экономик интегрируемых государств. За время превалирования центробежных тенденций, определивших независимое сосуществование государств постсоветского пространства, таможенные границы таможенные границы разорвали тысячи кооперационных связей между предприятиями государств СНГ, что повлекло снижение эффективности производства и деградацию промышленности. Экономическая целесообразность и важность формирования Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства, обусловлена рядом объективных преимуществ интеграции. Наряду с расширением рынка сбыта товаров, формирование единой таможенной территории создало условия для восстановления трансграничной научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повысило конкурентоспособность и способствовало экономическому росту государств-участников. 

В условиях глобализации и сохраняющихся кризисных явления в мировой финансово-экономической системе, которые, по прогнозам экспертов будут лишь усугубляться в среднесрочной перспективе, интеграционные процессы в мире приобретают всевозрастающую актуальность и значимость. Объединенные общими экономическими интересами и задачами государства более успешно действуют в глобальной экономике, получая реальные конкурентные преимущества за счет устранения тормозящих совместное развитие барьеров и выработки скоординированных стратегий и политик развития. После двух десятилетий центробежных тенденций и инерционного существования в раздельных "национальных квартирах", государства Содружества осознали неоспоримые преимущества экономической интеграции в целях достижения устойчивого экономического роста, его качества, а также существенного улучшения жизни граждан.

Евразийский интеграционный прогресс, более чем любой иной, имеет под собой не только очевидные экономические основания, но и обладает серьезным идейно-мировоззренческими основаниями, заложенными более столетия назад князем Н.С. Трубецким.

Хотя, на первый взгляд, процесс евразийской экономической интеграции по основным этапам во многом повторяет опыт Европейского союза, в действительности он уникален, в том числе и для участников этого процесса. Уникальность для них заключается в новых формах и в новом содержании интеграции. Впервые она происходит на основе норм международного права, определенных ВТО, определяется сугубо прагматичными мотивами повышения конкурентоспособности экономик независимых государств, добровольно согласившихся передать свои суверенные права регулирования торгово-экономических отношений на наднациональный уровень.

- Какой потенциал, базу должен накопить Евразийский экономический союз для адекватного развития в будущем? Какие направления особо важно разрабатывать?

- Процесс евразийской экономической интеграции достиг фазы зрелости, при которой содержательное наполнение Единого экономического пространства совместными видами сложной хозяйственной деятельности становится не менее важным, чем расширение и углубление интеграционных форм. Экономический потенциал интеграции раскрывается в развитии трансграничной производственно-технологической кооперации, в формировании совместных корпораций, сочетании сравнительных национальных преимуществ в производстве технологически сложных изделий. Самого по себе внутреннего рынка для этого не достаточно.

Нужны общие стратегии развития, реализуемые на началах частно-государственного партнерства, совместные программы и проекты развития. В отсутствие общих стратегий развития общий рынок может стать лишь пространством для охоты транснациональных корпораций, как это уже произошло с национальными рынками товаров конечного спроса. Для того, чтобы общий рынок стал питательной средой для развития отечественных предприятий государств-членов ЕЭП, нужно отобрать в них наиболее удачные механизмы развития и дополнить их с учетом мирового опыта успешного развития. При этом интеграция не должна привести к разрушению  сложившихся в национальной экономике механизмов поддержания экономического роста.

В конечном счете, интеграция, вопреки расхожему представлению, не является целью сама по себе, а инструментом достижения целей. В области экономического развития в ЕЭП и всем регионе СНГ такой целью является модернизация: более выгодное место в международном разделении труда, уход от нефтегазовой зависимости, наращивание промышленной мощи на основе экономически выгодной кооперации.

Применительно к евразийской интеграции вопрос имеет форму условного стресс-теста: будет ли она способна устоять при цене 80 долларов за баррель в течение длительного времени? При 60? При 40? Панацее в решении этого вопроса нет. Но ясно одно: обеспечить долгосрочную устойчивость интеграционных процессов может живая и успешная «интеграция снизу» с опорой на национальные, а в перспективе, совместные конкурентные преимущества. И локомотивом интеграционных процессов «снизу» должно стать повышение роли промышленного комплекса в хозяйственных системах стран-членов интеграционного объединения.

- Какие страны могут войти в Евразийский экономический союз в дальнейшем? Это будут страны, входившие в состав Советского союза? Или это могут быть страны юга Европы, которые, предположим, выйдет из ЕС: Румыния, Болгария, Греция, Кипр? Может ли к союзу присоединиться  Индия, Монголия? Возможет ли союз с Китаем?

- В настоящее время процесс евразийской экономической интеграции можно представить в виде концентрических колец. Ядро составляет три государства-члена ТС и ЕЭП. К ним примыкают два других государства-члена ЕврАзЭС, имеющих правовые основание для присоединения – Кыргызстан и Таджикистан. Следующий  круг составляют государства-наблюдатели ЕврАзЭС, заинтересованные в максимально широком сотрудничестве с Таможенным союзом и ЕЭП: Украина, Молдавия, Армения. Последняя заявила о намерении присоединиться к ТС и ЕЭП в качестве полноправного члена в сентябре 2013 г. К ним примыкают Абхазия, Южная Осетия и непризнанное Приднестровье, которые жизненно заинтересованы в сохранении хозяйственных связей с ЕЭП, но не могут формализовать режим торговли в силу недостаточного признания. Внешний круг участников евразийской интеграции составляют государства с преференциальным режимом торговли: оставшиеся государства СНГ (Азербайджан и Узбекистан), а также Сербия и Черногория.

Тесные связи между бывшими союзными республиками обуславливают специфический формат взаимодействия между ними. Торгово-экономические связи здесь чаще продолжаются благодаря прежним связям, установленным в советское время при плановой экономике. Местные экспортеры лучше осведомлены о возможностях торговли с Россией и другими государствами ЕЭП из-за схожести законов, языка, менталитета. Тем самым торгово-экономические отношения с другими странами мира, даже более выгодные, могут быть не реализованы из-за нежелания или неумения вести с ними дела. Отсюда результат: в странах бывшего СССР объемы торговли друг с другом превышают объем торговли, предсказанный эмпирической гравитационной моделью. В то же время торговля с остальным миром меньше предсказанной этой моделью. Это обстоятельство, кстати, указывает на полную несостоятельность либеральной догматики , пытавшейся примерить эту модель на процессы евразийской экономической интеграции.

- Какие действия со своей стороны должна совершить Россия для развития интеграционной процесса? Надо ли что-то изменить в экономической политике нашей страны?

- Для развития интеграционных процессов Россия, прежде всего, должна стать привлекательной и конкурентоспособной. Переход к политике развития требует совершенно иного качества управления и мер ответственности за результаты принимаемых решений. В отличие от политики рыночного фундаментализма, которая сводится к незатейливым рассуждениям о либерализации регулирования экономики и ожиданиям улучшения инвестиционного климата в расчете на автоматическое действие рыночных сил  и не предполагает ответственности государства за экономический рост, политика развития исходит из гармоничного сочетания государственного регулирования и механизмов рыночной самоорганизации. Политика развития предполагает взаимную ответственность бизнеса и правительства за реализацию общих целей и достижение запланированных результатов. Сами эти цели формируются совместно в постоянном интерактивном взаимодействии правительственных экспертов, представителей бизнеса, ученых и общественности исходя из общенациональных интересов и имеющихся возможностей.

Прежде всего, должны быть достигнуты стратегические ориентиры, определенные Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике». Конкурентоспособность России, помноженная на эффективность совместных проектов и программ развития в рамках ЕЭП, позволяет набрать вес нашему экономическому объединению и претендовать на сильные позиции в международном разделении труда. 

 

 

 

 

 

 

 

Партнеры