Денис Мантуров о российских брендах: от платьев до автомобилей

25.02.2019 09:00
 
Комбайнами в российских полях уже управляют роботы, а на 3D-принтерах печатают современные сверхпрочные материалы. Современные товары под брендом "Сделано в России" постепенно заполняют наш рынок и прорываются за рубеж, рассказал в интервью "Российской газете" министр промышленности и торговли Денис Мантуров. А цифровизация, о которой говорил в Послании президент, набирает темпы в секторах промышленности.
Денис Мантуров: Тезис о массовом использовании импортной сельхоз-техники - ошибочный. Фото: РИА НовостиДенис Мантуров: Тезис о массовом использовании импортной сельхоз-техники - ошибочный. Фото: РИА Новости
Денис Мантуров: Тезис о массовом использовании импортной сельхоз-техники - ошибочный. Фото: РИА Новости

Денис Валентинович, мы же сами импортируем сельскохозяйственную технику, какие уж тут отечественные цифровые технологии?

Денис Мантуров: Сразу скажу: тезис о массовом использовании импортной сельхозтехники - ошибочный.

Стремительный рост производства по всем направлениям сельскохозяйственного машиностроения позволил за последние пять лет увеличить долю отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования на внутреннем рынке до 60 процентов и удовлетворить потребности российского сельского хозяйства.

Сегодня на территории страны работают более ста высокоэффективных и стремительно развивающихся предприятий, где создано 38,5 тысячи рабочих мест. Наши сельхозмашины успешно конкурируют с самой современной техникой зарубежного производства.

И роботы на российских машинах есть?

Денис Мантуров: Конечно. Сельхозмаш, как и другие высокотехнологичные отрасли, быстро внедряет самые свежие разработки в сфере роботизации и цифровых технологий, которые могут кардинально изменить облик агропромышленного комплекса.

Многие сельхозмашины уже оснащены дистанционной телеметрией, позволяющей минимизировать простои и потери времени на сервисные операции. Более того, мы приступили к реализации ряда взаимосвязанных проектов по направлениям точного земледелия и "умного сельского хозяйства". Ведется работа по созданию и расширению линейки автономных сельскохозяйственных машин.

При поддержке минпромторга разработан и прошел испытания аппаратно-программный комплекс ГЛОНАСС "поле-мониторинг". Он позволит связать в единую систему электронную оцифровку рельефа, системы машинного зрения, беспилотное управление и моделирование процессов растениеводства.

Российские товары формируют достойную репутацию бренда Made in Russia, который становится неким "знаком качества" для иностранной аудитории

Тем самым мы создаем платформу для перехода на принципы цифровой экономики в агропромышленном комплексе.

Кроме того, в соответствии с утвержденной в июле 2017 года председателем правительства Стратегией развития сельхозмашиностроения до 2030 года минпромторг ведет активную работу по созданию условий для увеличения расходов предприятий на разработку и создание новых, технологически и технически более совершенных машин и оборудования.

К 2030 году объем производства сельскохозяйственной техники и оборудования увеличится до 300 миллиардов рублей, при этом планируется, что доля российской техники на внутреннем рынке уже к 2021 году будет не ниже 80 процентов.
Нам действительно нужно тратить деньги на эту гонку новых технологий?

Денис Мантуров: Инновационная техника и решения повысят производительность труда в сельском хозяйстве, обеспечат дальнейший рост конкурентоспособности и доли российского сельхозмашиностроения в глобальном масштабе.

Благодаря комплексной и системной работе нам удается обновлять парк сельскохозяйственной техники за счет новых современных и высокопроизводительных машин отечественного производства. Например, только в 2017-2018 годах в серийное производство было поставлено более 150 новых моделей техники.

И сегодня наши заводы готовы наращивать производство созданных за счет субсидий на НИОКРы новейших моделей в нужном объеме. При этом будем добиваться максимально высокого уровня локализации в отрасли. С этой целью мы подготовили изменения в Постановление № 719 в части сельхозтехники, которые простимулируют развитие отечественной компонентной базы и передовых технологических решений.

А зарабатывать на экспорте российских сельхозмашин когда-нибудь сможем?

Денис Мантуров: Мы не только удовлетворяем потребности российских аграриев, но уже наращиваем экспорт российской техники и выходим на новые экспортные рынки.

Цифры говорят сами за себя: российские заводы вместе с компаниями из стран Европейского союза и Северной Америки "играют в высшей лиге" производителей сельхозтехники и занимают в сегментах энергонасыщенной техники от 10 до 25 процентов мирового рынка.

Aurus выходит на поток

С 15 февраля дилеры Aurus начали принимать предварительные заявки на автомобили. Уже понятно, что заявок много - несколько сотен. Зарубежные покупатели есть?

Денис Мантуров: Вы должны понимать, что потенциальными покупателями наших автомобилей будут амбициозные люди, которые хотят приобрести новый российский автомобиль класса люкс.

Учитывая повышенный интерес и количество полученных предварительных заказов на покупку автомобилей, могу сказать, что на данный момент есть понимание о предварительном распределении объемов продаж на внутренний и внешний рынок. Но пока эта информация носит закрытый характер, поскольку относится к бизнес-стратегии бренда.

Но какие-то перспективы производства автомобилей Aurus можете раскрыть?

Денис Мантуров: Могу уже сейчас сказать, что скоро начнется серийное производство Aurus Senat: седана и лимузина.

Продолжается изготовление опытных образцов для проведения испытаний микроавтобуса Aurus Arsenal, уже готовятся кузова первых прототипов внедорожника Aurus Komendant.

Начиная с Московского автосалона, где машина впервые была представлена широкой публике, мы отмечаем повышенный интерес потенциальных покупателей к Aurus. В своем сегменте эти автомобили могут конкурировать со всеми мировыми марками.

Для Aurus разработано множество различных стилевых решений, в том числе по дизайну экстерьера и интерьера.

Для самых взыскательных клиентов предусмотрена возможность заказать автомобиль, который будет отражать индивидуальность своего владельца. Разумеется, это можно будет сделать и для европейского, и для азиатского рынков.

Сегодня по производству наши планы масштабные, технология данных автомобилей разработана с учетом международных стандартов и мировых трендов в автомобилестроении.

То есть автомобили нового российского бренда будем поставлять на мировой рынок?

Денис Мантуров: Говоря об экспортном потенциале автомобиля и его появлении на зарубежных авторынках, отмечу, что экспорт имеет высокий уровень приоритетности в наших планах.

В настоящее время мы находимся в процессе рассмотрения и подготовки выполнения правовых норм в разных странах. В нашем поэтапном плане рынки Ближнего Востока и Европы рассматриваются как основные, но другие рынки могут быть также интегрированы по мере необходимости.

 
В своем сегменте автомобили Aurus могут конкурировать со всеми мировыми марками. Фото: РИА Новости

3D от кутюр

Нацпроектом "Международная кооперация и экспорт" предусмотрено также развитие экспорта товаров легкой промышленности. Но пока некоторые наши фабрики сами завозят из-за рубежа ткани, фурнитуру, нитки, также импортируется и готовая продукция, причем не лучшего качества.

Денис Мантуров: Я считаю, что российской легкой промышленности есть с чем выйти на мировой рынок.

У нас есть успехи в создании высокотехнологичной продукции. Наладили выпуск высокотехнологичных тканей и нетканых материалов для строительства домов и автодорог, для нужд сельского хозяйства, медицинской и мебельной промышленности. За сравнительно небольшой период произошел мощный рывок в создании высокотехнологичной спортивной экипировки и товаров для активного отдыха.

Скоро начнется серийное производство Aurus Senat: седана и лимузина. Продолжается изготовление опытных образцов для проведения испытаний микроавтобуса Aurus Arsenal, уже готовятся кузова первых прототипов внедорожника Aurus Komendant

При этом одежда для спорта, активного отдыха, работы в экстремальных условиях с маркировкой "Сделано в России" вызывает все больший интерес у зарубежных потребителей.

Уже сейчас по применяемым технологиям и качеству производства российские компании конкурируют с ведущими мировыми аналогами. А в сегменте товаров для использования при низких и сверхнизких температурах мы уверенно выходим в мировые лидеры.

Денис Валентинович, в производстве каких-то экстремальных товаров мы всегда были сильны. А вот обычные, "гражданские" платья, костюмы, туфли можем шить на мировом уровне?

Денис Мантуров: У нас есть достижения и в развитии собственных брендов одежды, успешного применения и использования в легпроме цифровых технологий, включая 3D-печать, в создании собственных дизайнерских моделей и принтов.

Кстати, они пользуются спросом не только на российском рынке, но и за рубежом. Такие известные бренды, как Alena Akhmadullina, Chapurin, Shishkin, Denis Simachev, уже сейчас работают с российскими предприятиями легкой промышленности и пользуются спросом как в России, так и в странах Европы, Азии и Америки.

Вы знаете, например, что компания Solstudio Textile Group продает свой дизайн более чем в пять стран мира, а в 2018 году ее рисунок стал одним из семи мировых текстильных трендов? Кстати, устойчивым спросом за рубежом пользуются также российская кожа и домашний текстиль.

Все это формирует экспортный потенциал легкой промышленности. Объем экспорта отечественного текстиля, текстильных изделий, кожи и обуви увеличивается. За 2018 год рост экспорта продукции в страны дальнего зарубежья составил около пяти процентов, в страны СНГ - более 10 процентов.

Российские компании легпрома сами пробиваются на мировой рынок или какую-то помощь им оказываете?

Денис Мантуров: Для повышения узнаваемости российских брендов и российской продукции за рубежом минпромторг совместно с Российским экспортным центром реализует проект "Сделано в России".

Отбираются качественные российские товары, которые постепенно формируют репутацию бренда Made in Russia. Популяризация этого бренда позволяет получить статус своеобразного "знака качества" для иностранной аудитории.

Чип и эквайринг

Тема качества наших товаров - тема очень актуальная. Гарантировать качество призвана система маркировки, которую внедряет минпромторг. Товары в упаковке можно маркировать и прослеживать, а как быть с той продукцией, которая продается на развес? Например, сливочное масло в кусках, творог в киосках.

Денис Мантуров: Обязательной маркировке сейчас подлежат изделия из натурального меха, и проводятся добровольные эксперименты по маркировке табачной продукции, лекарственных препаратов, обуви.

Распоряжением правительства утвержден перечень товарных групп, в отношении которых планируется введение маркировки. Такие товары предполагают наличие потребительской упаковки или возможность нанесения средства идентификации, содержащего код маркировки, на сам товар. Правила маркировки формируются совместно с бизнес-сообществом и заинтересованными ведомствами. Это позволяет учитывать ключевые особенности оборота товаров и условия реализации потребителю.

Торговля предлагает ограничить размер комиссий банков за обслуживание банковских карт. Целесообразна ли такая мера?

Денис Мантуров: По экспертным оценкам, у 80 процентов населения страны есть карты, и эта доля растет.

А число покупок товаров по картам в России приближается к 50 процентам. Это в десять раз больше, чем десять лет назад. И продолжает расти. Сфера безналичных платежей бурно развивается, а услуги в этой сфере отрегулировались так, что только способствуют этому.

Сейчас рынок находится в фазе активного роста. Значительная доля в стоимости эквайринга - более половины, приходится на interchange fee, то есть на комиссию, которую банки выплачивают друг другу за обслуживание карт.

80 процентов населения страны имеет банковские карты, и эта доля растет, а число покупок товаров по картам в России приближается к 50 процентам. Это в десять раз больше, чем десять лет назад

Какие ставки interchange fee оптимальны для текущей стадии развития рынка, сказать непросто - их сейчас определяют три игрока: операторы платежных систем Visa, Mastercard и МИР. Ставки зависят от многих факторов, в том числе от вида торговой деятельности, размера бизнеса и даже типа карточек, которыми расплачивается покупатель.

Для фуда, особенно крупного сетевого ретейла, это не столь актуально, у них стоимость эквайринга меньше одного процента. Для нон-фуда, особенно для интернет-торговли, ставки могут доходить до трех процентов, и это уже существенные расходы. Конечно же, мы считаем, что чем ниже издержки у бизнеса, тем лучше.

Если говорить о государственном регулировании стоимости эквайринга, будут ли отрегулированные ставки более оправданными и выгодными для потребителей и торговли, в том числе малого и среднего бизнеса, мы пока что не готовы сказать однозначно. Ведь банки и платежные системы наверняка переложат недополученные доходы в стоимость других продуктов.

Напомню, что ФАС России уже было поручено определить, насколько ставки релевантны и соответствуют ли требованиям антимонопольного законодательства. Вопрос, несомненно, нужно прорабатывать и приходить к оптимальному, сбалансированному решению.

Партнеры