Православные празднуют Крещение

19.01.2015 12:00

 

 

 


19 января православные России отмечают праздник Крещения Господня, или Богоявления. В этот день Церковь вспоминает событие Крещения Иисуса в реке Иордан в 27 году после Рождества Христова, и явление миру всех трех Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына Иисуса Христа и Бога Святого Духа (отсюда название - "Святое Богоявление").

Этот же православный праздник Крещения Господня связывают с модой - именно модой, а не церковным обрядом, и уж, конечно, не богослужебным чином, и ни в коем случае не церковным Таинством -  окунаться в прорубь. О том, откуда это поветрие пошло, и является ли купание в крещенский мороз обязательным подвигом добродетельного христианина, мы еще поговорим, но сначала о том, что же именно мы отмечаем. Евангелие от Матфея сообщает, что в те дни Иоанн Креститель проповедовал у реки Иордан, призывая народ к покаянию, и весь Иерусалим, вся Иудея выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя свои грехи. Обычай омовения водой для снятия грехов существовал у многих народов, и пророк Иоанн крестил именно так - водой, в покаяние. И вот когда Иисус крестился и вышел из иорданских вод, то, как сказано, Дух Божий, как голубь, "ниспустился на Него", а с небес раздался "глас", глаголющий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Так пророк Иоанн смог узнать, что Крестившийся Иисус и есть Сын Божий - Спаситель. Так миру были явлены все Три Ипостаси Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, возвестившим, что Иисус - Сын Божий, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой - ниспускающийся, как голубь.

Стоит обратить внимание на такой важный момент: Иисус, безгрешный, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим Он опять соединяет Себя с нами, Свою судьбу с судьбой человеческой. Он, безгрешный, погружается в эти воды и так становится ближе нашему греху, нашему падению, нашей человеческой смертности.

Крестясь, Иисус указывает всем нам путь ко спасению: и мы, верующие, принимая Таинство Крещения, тоже идем этим путем. Но когда сейчас, после явления Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это Таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью. Поэтому мы говорим, что крещение - это духовное рождение человека. Крещением человек приобретает возможность иметь жизнь вечную, и этот путь Своим Крещением указал нам Сам Христос.

Вступая в воды реки Иордан, безгрешный, Иисус сообщает воде ее первичную чистоту, Он освящает все водное естество. Именно поэтому воде во время праздника Крещения Господня отведена особая роль. Особая, но не главная - думаю, всем понятно, почему, и Кто в этот праздничный день главный.

В чем же выражается особая роль воды в праздник Крещения? В том, что и в Крещенский Сочельник, и в сам день Крещения, совершается так называемое "великое освящение воды" - великая агиасма ("агиасма" означает "святыня", по-гречески). Великое освящение воды сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово..." Крещенская вода почитается святыней, к ней и относиться надо соответственно, даже пьют крещенскую воду, в отличие от обычной освященной воды - воды "малой агиасмы"  -  только натощак, обязательно с молитвой: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Исключение делается только при внезапно наступившем болезненном состоянии, или для крайне тяжелых больных.

Вот что отмечал святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на день Крещения Господня, произнесенной в 387 г. в Антиохии: "В полночь на этот праздник [Богоявления] все, начерпав воды, приносят ее домой и [затем] хранят ее целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три".

А вот что писал о свойствах святой воды святитель Симеон Солунский: "…вода крещенская - хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу".

А как же крещенские купания в проруби? "…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов), - читаем в "Настольной книге для священно-церковно-служителей" С. В. Булгакова, 1913 год. -  Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем". Получается, что когда мы, без благословения, а порой и без креста, часто просто формально трижды перекрестившись, прыгаем в ледяную воду, мы самонадеянно бросаем вызов Богу, "требуя от Него чуда". Приобщаются к реальности Евангельского события Крещения Господня не в экстриме холодной купели, а в церкви, во время богослужения и молитвы.

День Богоявления - особенный для так называемых Богоявленских храмов, освященных в честь этого праздника. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, по традиции, 19 января совершит Литургию св. Василия Великого именно в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы в Елохове.      

 
Партнеры