Расходы россиян на питание в 2015 году вырастут до 55%

02.03.2015 11:15

 

 

Артем Филипенок
По итогам этого года расходы на покупку продуктов питания составят 50–55% всех трат российских домохозяйств. Эксперты объясняют это как ростом цен, так и снижением реальных доходов населения
    
Фото: ТАСС
 

Доля расходов на продовольствие в семейных бюджетах подскочила с 36% до 40% за последние месяцы прошлого года, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на обзор российского продовольственного ретейла, представленный аналитиками «ВТБ капитал». По итогам же года расходы на питание достигнут 50–55%. Они указывают, что так резко этот показатель не рос даже в кризис 2008-2009 годов.

 

Авторы доклада пишут, что в феврале Россия прошла пик продовольственной инфляции, которая по итогам года составит порядка 9,6%. Однако на ситуацию влияет сокращение реальных доходов населения. В январе они уменьшились на 8% к тому же периоду 2014 года, а за весь 2015 года, по прогнозу «ВТБ капитала», снижение составит 6,8%.

 

Эта ситуация влияет на рынок розничной торговли. Его оборот сократился в январе 2015 года на 4,4% (год к году) – впервые с кризисного 2009 года. Продажи продуктов питания снизились на 5,5%, непродовольственных товаров – на 3,5%.

 

При этом аналитики не исключают, что 2015 год окажется удачным для крупнейших продовольственных ретейлеров, ситуация способствует консолидации участников рынка. В частности, его лидер – сеть «Магнит» – сможет нарастить долю рынка по выручке на 1,6 п.п., до 8,9%, а X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») – на 0,4 п.п., до 6,5%, прогнозируют они.

 

Все не первоочередные статьи расходов попадут под сокращение, уверены опрошенные «Ведомостями» эксперты. Розничные продажи одежды, обуви и аксессуаров могут сократиться на 25–30%, считает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В среднем ценовом сегменте продажи упадут на 35–45%, в высоком – на 15–25%, в нижнем – на 10–15%, ожидает она.

 

Магазины бытовой техники и электроники пережили ажиотажный спрос в декабре 2014 года, а что будет в этом году, их представители предположить затруднились. «На рынке тяжелая ситуация, некоторые его участники будут вынуждены уйти, предрекал в прошлую пятницу основной акционер сети «Эльдорадо» – чешская PPF Group. 

Партнеры