Реакция на обращения населения станет критерием оценки работы депутата

26.04.2016 08:30
 
 
Фото: Сергей Гунеев/ РИА Новости
В Госдуме готовятся новые меры против нерадивых депутатов. Необходимо усилить ответственность депутатов не только за "прогулы", но и за отсутствие реакции на обращения граждан, считают в парламенте. Качество этой работы должно стать одним из главных критериев оценки работы депутатов, заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин в ходе совещания на эту тему.
 

Напомним, что на пленарном заседании 22 апреля были приняты поправки о лишении полномочий депутатов за 30 дней прогулов и утрату связей с электоратом. Обязанности депутата - это работа с избирателями, участие в заседаниях Госдумы, ее комитетов и комиссий, уточняется в документе. Инициировать лишение мандата может фракция и комитет, в которых состоит нерадивый депутат. Поправки возымели действие еще до принятия - явка на заседания, как заметили парламентарии, заметно повысилась. А вот с "утратой связи" с избирателями полной ясности нет. Депутаты вроде бы обязаны работать с обращениями, но не обязаны отчитываться о результатах этой работы. Законодательство этого просто не предусматривает.

"Если органы исполнительной власти подотчетны вышестоящим и контролирующим инстанциям, то парламент обладает своей спецификой, - объяснил на совещании на эту тему Сергей Нарышкин. - Законодательная власть не обладает своей вертикалью, и депутаты самостоятельно взаимодействуют со своими избирателями напрямую, и подчас следить за результатами такой работы очень трудно".

Между тем обращений в Госдуму поступает много - около 38 тысяч за прошедшую осеннюю сессию. За один только март прибавилось еще 12 тысяч обращений. Работа с ними - это обязанность депутатов всех уровней, напомнил спикер. И нельзя, чтобы население разочаровывалось в "институте обратной связи".

"Убежден, что мы должны сделать качество исполнения этой депутатской работы одним из главных критериев, по которым избиратели могли бы оценивать своего избранника", - заявил Нарышкин. Возможно, для этого потребуется "усилить роль фракций" в части координации работы депутатов с избирателями, предположил он. В связи с этим в Госдуме могут рассмотреть предложение о том, чтобы депутаты отчитывались перед своими фракциями о результатах работы с обращениями, не исключает источник в нижней палате парламента.

В целом "проблема отписок и формального отношения к людям" никуда не делась, считает Нарышкин. И это актуально для разных ветвей и разных уровней власти. Не в последнюю очередь российские граждане так активно обращаются на "прямую линию" президента из-за недостаточной работы местных властей и правоохранительных органов.

"Очевидно, что при надлежащей их работе, включая своевременное и точное выполнение своих обязательств, качественное рассмотрение обращений граждан, людям не пришлось бы выходить на уровень главы государства", - оценил глава нижней палаты парламента.

Депутаты разных уровней, получившие от граждан жалобы на работу чиновников, тоже должны иметь дополнительные рычаги воздействия на них. Об этом на совещании первым заговорил представитель Госсовета республики Крым Владимир Константинов, коллеги из других регионов его поддержали. Главы заксобраний свидетельствовали о том, что руководители регионов, главы городов нередко "отписываются", либо перепоручают решить актуальный вопрос, в следствие чего работа над обращением гражданина тормозится или попросту прекращается. Нужно повысить полномочия депутатов в этой сфере, а должностное лицо должно быть лично ответственно за рассмотрение обращений, настаивали участники заседания. Глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин согласился: влияние депутата на исполнительную власть нужно усилить.

О чем спрашивают и на что жалуются граждане? Ситуация из месяца в месяц особо не меняется. Вот, например, информация за март этого года. В течение этого месяца в приемной Госдумы были приняты более тысячи человек - большая часть из них обратилась по поводу проблем ЖКХ (30%), на втором месте вопросы обороны, безопасности, законности (26%). Всего же рассмотрено более 12 тысяч обращений, поступивших разными способами. Самые популярные темы - вопросы правосудия и жилищного обеспечения. Чаще всего обращаются бюджетники и пенсионеры, рассказали в Госдуме. Нередко граждане просят ускорить принятие того или иного закона или протестуют против конкретных инициатив.

Что касается обращений в заксобрания, то тут тоже на первом плане ЖКХ. Жалуются еще на тему дорог, соцзащиту, рассказали руководители дум Нарышкину.

"Главное - не оставлять граждан с проблемой один на один", - поделился глава заксобрания Ростовской области Виктор Дерябкин, приведя в пример проблему капремонта. А первый зампред Тюменской областной думы Андрей Артюхов поведал о том, что для решения проблем граждан депутаты иногда используют собственные избирательные фонды и личные средства. Конечно, по согласованию с исполнительной властью и в рамках закона.

Тем временем

Сергей Нарышкин вчера встретился с Уполномоченным по правам человека Татьяной Москальковой, а также с ее предшественницей на посту омбудсмена Эллой Памфиловой, которая возглавила ЦИК России. Генеральское звание и опыт работы в МВД не помешают, а, напротив, помогут работе Татьяны Москальковой в новой должности, высказал мнение спикер Госдумы. Нарышкин отметил, что лично знает Москалькову в течение почти пяти лет работы. "Знаю как высокопрофессионального юриста, правоведа, активного парламентария и честного человека", - сказал спикер Госдумы. По его словам, новый омбудсмен "блестяще разбирается во всех сложностях функционирования правовой системы нашего государства". А Элла Памфилова напомнила, что к ней тоже было много вопросов в связи с наличием генералов в аппарате омбудсмена. По ее словам, "не зависит, откуда человек вышел", а главное - человеческие качества. В свою очередь, Татьяна Москалькова, пообещала сохранить преемственность в работе института омбудсмена. Она заверила сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека, что "революций не будет".

Партнеры