Зачем ЕС начал обхаживать Турцию

10.12.2014 13:30

Не прошло и недели после триумфального визита в Анкару Владимира Путина, который договорился с турецкими властями о строительстве газопровода «Голубой поток-2» вместо «Южного потока», как в Турцию повадились с визитами еврокомиссары. Формальные поводы для этого - усиление помощи в борьбе с «Исламским государством», очередные переговоры о возможном вступлении Турции в ЕС и прочие благоглупости.  На деле главная цель визитов - любой ценой ослабить успехи российской дипломатии в переговорах с турками. А еще лучше - и вовсе их дезавуировать

Потепление отношений между Москвой и Анкарой стало для Брюсселя «шоковой терапией» - об этом в один голос говорят источники в Европарламенте и Еврокомиссии. Никто из евробюрократов не ожидал, что Владимир Путин, вроде бы умело зажатый в тиски дипломатических и финансовых игрищ вокруг «Южного потока», так быстро найдет оптимальный выход из ситуации - и оставит Евросоюз не у дел. Но главное - никто в Брюсселе не думал, что хозяин Кремля вздумает поднять руку на свое собственное детище, «Южный поток», гарантирующий Москве полную независимость от политической обстановки на Украине.

Но вот - пожалуйста: из морского порта в болгарской Варне баржи демонстративно вывозят трубы для «Южного потока». Лидеры Болгарии, Сербии, Венгрии и многих других стран публично критикуют ЕС за потерю многомиллиардного проекта. И готовятся хорошенько померзнуть нынешней зимой - потому что никто из них не знает, что еще выдумают безумцы, сидящие ныне у власти в Киеве. По сути, за считаные дни удобная и выгодная для Евросоюза ситуация вокруг «Южного потока» перевернулась с ног на голову. И теперь Брюссель вынужден прилагать титанические усилия для того, чтобы повернуть события вспять. Ну, или хотя бы чуть-чуть подправить ситуацию.

В итоге на переговоры в Турцию отправилась высокая делегация из Брюсселя: вице-президент Еврокомиссии Федерика Могерини, комиссар ЕС по европолитике Йоханнес Хан и еврокомиссар по кризисному управлению Христос Стилианидис. Как говорят источники в Брюсселе, их программа-максимум предполагала договориться о замораживании  проекта строительства «Голубого потока-2», а также отменить сотрудничество Москвы и Анкары в продовольственной сфере. Программа-минимум была - добиться, чтобы Турция не злоупотребляла своим положением и не извлекала выгод, экспортируя в Россию продукты, запрещенные к ввозу из ЕС. 

Однако высокий уровень делегации не должен никого обманывать: как-либо изменить договоренности между Москвой и Анкарой невероятно тяжело. Для еврокомиссаров это все равно что на полном серьезе собраться в гости к соседям, с которыми вы месяцами демонстративно не общались: мол, «рылом не вышли». Турки - народ не злопамятный, просто в меру добрый и обладающий хорошей памятью. В Анкаре прекрасно помнят: хотя Турция стала одной из основательниц Совета Европы в 1949 году, Соглашение об ассоциации с ЕС подписала в 1967-м, а статус кандидата в члены получила в 1999-м, путь в единую Европу ей сегодня заказан.

Причин тому - несколько. Во многом они связаны с тем, что Турция имеет неподобающие для страны - члена ЕС территориальные проблемы. Вторгшись в середине 1970-х на Кипр и установив свой протекторат над северной половиной острова, ныне турки пожинают плоды былой агрессии. Тот же Кипр теперь ни за какие коврижки не согласится на вступление Анкары в организацию, и обойти его никак не получится. Ведь, по Конституции ЕС, членство той или иной страны должны одобрить все 28 стран Евросоюза.

Другая проблема - боязнь благополучных стран Старого Света потоков трудовых мигрантов из «зоны перманентного неблагополучия». Как известно, в Турции живет несколько десятков миллионов курдов, а сама она граничит с Сирией и Ираком - так что на севере страны в случае исчезновения пограничных барьеров с ЕС наверняка найдутся миллионы желающих попытать счастья где-нибудь в Германии, Франции или Британии. В итоге в самой Турции сегодня популярна поговорка о том, что «Украина станет членом ЕС сразу после Турции, а Турция не станет им никогда».  

Да, официально Анкара не отказалась от «европейски ориентированной политики», но в 2013-м турецкий министр по связям с ЕС Эгемен Багыш публично признал: «Возможно, Турции уже никогда не стать членом Евросоюза».

Есть ли у еврочиновников, что предложить Турции в обмен на отказ от российско-турецких проектов? Конечно, говорят аналитики, Европа может пообещать турецким властям больше не поддерживать внутреннюю оппозицию, постоянно ищущую повод выйти на улицы. В мае 2012-го Запад уже пытался реализовать в Турции сценарий очередной «арабской весны». Тогда все началось с экологических протестов против вырубки парка Гези в Стамбуле, а закончилось массовыми антиправительственными выступлениями по всей стране - включая столицу Анкару.

Главным фактором, благодаря которому Турции удалось отбиться от госпереворота, стала…отдаленность ее столицы от самого крупного города - Стамбула. Если бы органы власти располагались в Стамбуле, шансов выстоять у Эрдогана было бы на порядок меньше. Результат подавления беспорядков полицией - гибель пяти человек. Можно сказать, турки легко отделались - на фоне тысяч погибших на Украине с момента падения режима Януковича. Или в Египте - с момента «победы Тахрира».

Кстати, Эрдоган прямо обвинил в организации тех беспорядков «иностранные государства и мировое лобби финансистов», имея в виду, в том числе, и Евросоюз. Ведь Брюсселю выгодно, чтобы Турция была поглощена внутренними проблемами - чем это не повод для очередного отказа в членстве ЕС?

Что касается экономики, то Брюссель не может предоставить Анкаре никаких новых преференций, чтобы мотивировать ее ввести санкции против России или хотя бы не поставлять продовольствие в РФ.

Однако обещание не лезть во внутренние дела страны могло бы пригодиться Эрдогану, если бы протесты до сих пор продолжались и он чувствовал себя неуверенно. Но после президентских выборов его рейтинг высок, а причин для массовых акций власть старается оппозиционерам больше не давать. Что касается экономики, то тут Брюссель не может предоставить Анкаре никаких новых преференций, чтобы мотивировать ее ввести санкции против России или хотя бы не поставлять продовольствие в РФ. А очередное обещание принять страну в состав ЕС из уст еврокомиссаров сегодня будет выглядеть просто глупо. Так что вывод ясен - никаких действенных рычагов влияния на Турцию у Европы сейчас просто нет.

- Сегодня в Евросоюзе преобладает негативная повестка дня в отношении Турции. ЕС не хочет, чтобы Турция укрепляла отношения с РФ и отказывалась от статуса кандидата в члены ЕС. Но при этом почти все страны Евросоюза не хотят, чтобы Турция реально присоединилась к ним. Это и обуславливает сложный характер нынешних отношений между Турцией и ЕС. Сегодня перед новым поколением европейской дипломатии во главе с Могерини встала почти невыполнимая задача. Им придется, грубо говоря, выступать как «артисты разговорного жанра»: говорить Турции о ценностях и перспективах, хотя реально ЕС Турции совершенно ничего предложить не может, - говорит профессор факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко.

Что касается вопроса об отмене договоренностей с РФ о «Голубом потоке-2», то его в Анкаре даже вряд ли будут всерьез обсуждать. Уж слишком велики потенциальные выгоды от него - и сами турки слишком долго ждали такого шанса наступить на ногу спесивым европейцам.

- Позиция Турции по «Голубому потоку-2» после переговоров с ЕС вряд ли изменится. Европейцы будут уговаривать турок, но предложить взамен нечто равноценное они не в состоянии. Одно дело - великие «европейские ценности» и совсем другое - проект стоимостью в десятки миллиардов евро. Турция не захочет терять статус главного хаба по обеспечению Европы газом, ведь, кроме этого газопровода, в скором будущем через Турцию пройдут и другие: из Туркменистана, Азербайджана и Ирана.

У Москвы и Анкары есть общее стремление экономически развиваться и строить равноправные, а не подчиненные отношения с другими странами. Что усиливает взаимопонимание.

Для Турции соглашение о «Голубом потоке-2» - главный символический шаг, способный превратить ее в мощный энергетический хаб. На достижение этой цели долгие годы работала их дипломатия, и они не откажутся от своей мечты ради пустых разговоров о «европейских ценностях», - считает Станислав Ткаченко.

Проблема для еврокомиссаров - еще и в том, что отношение Брюсселя к Турции до сих пор сводится к концепции «больного человека Европы»: его, конечно, надо вылечить, но пускать в общество «здоровых» - ни в коем разе нельзя. Учитывая, что страны Западной Европы вместе с США считают себя победителями в «холодной войне», Москве стоит учесть опыт европейско-турецких отношений в выстраивании своей политики с обеими сторонами.

Россия и Турция много воевали друг с другом на протяжении столетий. У двух стран - и сейчас масса геополитических противоречий, и на пространстве бывшего СССР, и на Ближнем Востоке. Но у Москвы и Анкары есть общее стремление экономически развиваться и строить равноправные, а не подчиненные отношения с другими странами. Что само по себе усиливает взаимопонимание. Вопрос в том, сумеет ли понять Европа, что с Турцией и Россией надо общаться на равных, а не на правах победителя или учителя. Хотелось бы, чтобы вклад в это понимание внесли и турецкие визиты еврокомиссаров, которые этой зимой наверняка еще не раз заглянут в Стамбул и Анкару.

Подробнее на ОК-Информ:: http://ok-inform.ru/vlast-i-zakon/27664-zachem-es-nachal-obhazhivat-turciyu.html

Партнеры