Онлайн реформа. О перспективах интернет-технологий на выборах

01.06.2021 12:15
Орлов
Дмитрий

политолог

Переход к электронному голосованию — неизбежный и исторически обусловленный процесс. Неизбежный на фоне высокой популярности онлайн-сервисов, в контексте социально-экономических условий, сформировавшихся еще до пандемии. Стратегия российских властей предполагает максимально аккуратное внедрение этой практики — «на одной скорости» с постепенным ростом легитимности такого формата.

Вызовы пандемии, безусловно, сыграли свою роль в его продвижении. Так, по данным опроса ВЦИОМ 17–26 сентября 2020 года, 37% респондентов поддерживали практику многодневного голосования, поскольку подобный подход предполагает больший уровень санитарной безопасности. Обеспокоенность эпидемиологическими рисками наверняка влияла и на популярность онлайн-формата для выборов.

В то же время, уже по данным исследования ВЦИОМ 21 июля 2020 года, значительная часть респондентов заявляла не о негативной мотивации, вызванной ситуативными рисками, а об иных преимуществах дистанционного голосования: прежде всего о возможности сделать выбор, не выходя из дома (28%), экономии времени (16%), удобстве (12%), прозрачности и возможности избежать фальсификаций (7%). Сохранение только традиционного формата голосования — объяснимый подход для менее мобильных и более однородных обществ, для которых характерен меньший уровень развития и распространенности информационных технологий. На фоне возросшей вариативности жизненных укладов и целого ряда других факторов (в том числе, проживания значительной части граждан не по месту регистрации) ожидаемой стала дальнейшая дифференциация форматов голосования.

Поступательное внедрение информационных систем в практику работы органов власти (начиная с реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» в 2002–2010 годах) рано или поздно должно было привести к использованию этого формата и при проведении выборов. Показательно, что среди опрошенных ВЦИОМ в июле 2020 года наибольшая доля граждан, готовых выбрать голосование через интернет, ожидаемо была зафиксирована в возрастных группах 18–24 и 25–34 лет (45% и 46% соответственно), но и среди респондентов более старших возрастов процент поддерживающих был весьма заметным. Даже в сегменте от 60 лет и старше такой формат голосования были готовы выбрать 15%, а среди 45–59-летних — уже 26%.

Существенную роль сыграло применение онлайн-формата волеизъявления граждан в двух регионах в ходе общероссийского голосования по конституционным поправкам 25 июня – 1 июля 2020 года. Признанный официально более высокий уровень протестного голосования через онлайн-сервисы (против поправок высказалось 37,67% голосовавших в электронном формате в Москве и 40,31% — в Нижегородской области) определенно способствовал росту легитимности этого нововведения. Так, по данным ВЦИОМ, если в мае 2020 года (до проведения общероссийского голосования) волеизъявление через интернет были готовы выбрать 23% опрошенных, то в июле — уже 30%.

Примечательна роль Москвы в распространении практики. Важным шагом стало применение дистанционного электронного голосования в трех одномандатных округах на выборах в Мосгордуму в 2019 году. В ходе обсуждения конституционных поправок важен был масштаб голосования в онлайн-формате в столице. Достаточно вспомнить, что тогда для участия в электронном голосовании в Москве зарегистрировались 1 051 155 человек (около 14,3% от общей численности избирателей, зарегистрированных в городе на 1 января 2020 года). Поэтому логично, что Москва получила законодательно закрепленное право не направлять свою заявку в ЦИК для проведения электронного голосования на парламентских выборах и проводить волеизъявление горожан в таком формате в 2021 году на собственной платформе.

Новым этапом стали решения по поводу использования этого формата на выборах в Госдуму. Даже после удачного применения электронного голосования в 2020 году ЦИК подошел к дальнейшему внедрению максимально аккуратно, предложив ограничить использование такого механизма семью регионами. Это субъекты из четырех федеральных округов, существенно отличающиеся как по социально-экономическим особенностям и логистике, так и по электоральной специфике. В их число вошли в разной степени обладающие протестным потенциалом Москва, Мурманская, Ярославская и Нижегородская, более патерналистские Курская и Ростовская области, а также отличавшийся высокой степенью поддержки властей в ходе федеральных кампаний, но долгое время выделявшийся насыщенной региональной повесткой Севастополь.

После нового «испытания в боевой обстановке» (по выражению зампреда ЦИК Николая Булаева) в период парламентской кампании с высокой вероятностью продолжится постепенная легитимизация процедуры электронного голосования — и дальнейшее постепенное внедрение этого формата в ходе региональных и муниципальных кампаний 2022–2024 годов. По существу электронное голосование — это один из важнейших инструментов для создания системы «эффективной власти, подотчетной обществу», на чем еще во время кампании по конституционным поправкам акцентировал внимание Владимир Путин.

Автор — гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Трибуна
Юденко Константин

Руководитель Томского регионального отделения ООО "РОССИЯ", Сопредседатель РШ ОНФ в Томской области

Наборщикова Светлана

Обозреватель «Известий»

Толстой Петр

заместитель Прдседателя Государственной Думы РФ

Партнеры