

Мэр Москвы Сергей Собянин приехал в гости к «Комсомолке», чтобы поздравить коллектив издания со столетием
Алексей ИВАНОВ
Сергей Собянин рассказал журналистам «Комсомолки» о том, как будет развиваться город.
Фото: Евгения ГУСЕВА.
Мэр Москвы Сергей Собянин приехал в гости к «Комсомолке», чтобы поздравить коллектив издания со столетием. А журналисты, естественно, не упустили возможности спросить Сергея Семеновича о том, как город будет развиваться дальше. Более двух часов столичный мэр обстоятельно отвечал на все вопросы.
НА ДОРОГАХ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ БОЛЬШЕ 3,5 МЛН АВТО В СУТКИ
- Сергей Семенович, в столице бурно развивается общественный транспорт. Возможно ли, что лет через 15 личные автомобили останутся только для служебных надобностей?
- В крупных городах должен доминировать общественный транспорт. Миллионы людей живут на относительно маленькой территории. И если они имеют миллионы машин, то они просто на дорогах не уместятся.
В Москве сейчас больше 400 машин на тысячу населения. Мы номер два в стране. А номер один, знаете кто? Московская область — 415 машин. В Европе количество машин на душу населения уменьшается, у нас - пока увеличивается. Наша СТРАТЕГИЧЕСКАЯ задача, чтобы город ехал, чтобы на дороги Москвы даже в пиковые нагрузки больше 3,5 млн машин в сутки не заезжало. Такую планку стараемся держать уже лет семь. Плюс мы развиваем дорожную сеть. Все вместе это позволяет избежать транспортного коллапса.
В 2010 году у нас было порядка 60% населения, которое ежедневно ездили на общественном транспорте. Сегодня мы добились, что эта цифра уже 70%. Следующая задача - довести этот показатель к 2030-му году до 75%.
Я думаю, личные машины еще долгое время будут серьезным видом передвижения. Для москвичей это путешествия, поездки на дачу, в торговые центра и так далее. Останутся и будут необходимы и служебные машины.
Наша задача, хотя бы еще 5% переместить с личного транспорта на общественный. Это даст еще более комфортное и быстрое передвижение по городу как для личного транспорта, так и для общественного.
- Мэрия анонсировала запуск беспилотного поезда метро, протестирован беспилотный трамвай. Когда перейдем на эту систему?
- Я считаю, что весь транспорт рано или поздно будет беспилотный. Не через год-два, но через десятилетия. При этом беспилотный рельсовый транспорт будет развиваться в первую очередь. Я надеюсь, уже в сентябре запустим первый беспилотный трамвай. А через 5 лет у нас две трети трамваев будут беспилотными. В первую очередь те, которые двигаются по выделенным путям.
Следующим этапом будет беспилотное метро. У нас частота движения поездов - самая высокая в мире. Очень трудно выдержать эти 90 секунд тактового движения. Но мы это решим. Уже в конце года первый беспилотный поезд начнем тестировать. Беспилотный транспорт проходит три уровня тестирования - первый без пассажиров. Второй – с пассажирами, но с машинистом, который рядом страхует. И третий с пассажирами и уже без машиниста. Я думаю, что уже в конце 2026 года появится первый беспилотный поезд в метро.
Трамваи-беспилотники тестируют на столичных маршрутах уже больше года (в кабине сидит водитель для подстраховки). И за это время они ни разу не нарушили правила. Фото: Агентство городских новостей «Москва»
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
- Как город участвует в проекте высокоскоростной ЖД-магистрали «Москва - Санкт-Петербург»?
- Межрегиональные железные дороги это в большей степени федеральная задача. Вместе с тем, понимая сложность экономической ситуации, и то, что Москва и Санкт-Петербург в этом отношении самые главные выгодополучатели, мы принимаем активное участие. Это значит, что мы вовлечены во все процессы проектирования, организации, технических требований, строительства. И финансово достаточно серьезное участие: 150 миллиардов рублей — наш взнос в концессионный капитал этого проекта. Это первый такой проект в России. И я убежден, что он не должен быть единственным. Железные дороги претерпевают определенную революцию. ВСМ – это следующее поколение железных дорог, такими, какими они должны быть на новом этапе технологического развития. Сегодня они совмещают пассажирское и грузовое движение. Это значит - разбитая колея, медленное движение, нерегулярность и так далее. Пассажирская и грузовая колеи должны быть разделены, и пассажирская должна быть в идеальном состоянии, что обеспечит максимальную скорость передвижения. Тогда это действительно будет комфортный, качественный и безопасный для пассажиров транспорт.
В результате быстрой транспортной доступности Москва и Санкт-Петербург после строительства ВСМ превращаются в большую экономическую агломерацию, которая функционирует как единый организм. Если будут другие проекты, на Нижний Новгород, на Казань, на Минск, на Воронеж, то, конечно, будет уже другое ощущение от страны. Она будет ближе, компактнее и уютней. И что очень важно - экономически эффективней.
- Какие еще крупные проекты будут в транспорте в ближайшие годы?
- Несколько проектов. Если брать межрегиональный проект - это развитие центрального транспортного узла - продление наших центральных диаметров до столиц регионов, которые окружают Московскую область: Ярославль, Тула, Иваново, Тверь, Смоленск. Мы стараемся делать с минимальными капитальными затратами, но логистику выстраиваем так, чтобы увеличить частоту движения, комфортность передвижения, интегрировать в существующие диаметры.
Например, из того же Смоленска доехать сегодня на «пригороде» до Москвы очень сложно. В результате люди выезжают в Москву и остаются. Если же будет нормальное тактовое движение, то из Смоленска можно ездить в Москву на работу и возвращаться обратно и наоборот, то есть не будет избыточной концентрации населения, наоборот, будет более комфортное размещение трудовых ресурсов.
Второй проект — это строительство московских дорог. Мы стараемся уйти от строительства крупных магистралей за счет городского бюджета. Есть желающие построить концессионные (то есть с участием частных инвесторов - ред.) дороги. Они известны (пояснение от редакции: «1) Магистраль от Ленинградского шоссе до 3-й Магистральной улицы - связь севера столицы с деловым центром «Москва-Сити» и Национальным космическим центром. Де-факто – частичный дублер СЗХ и Ленинградского проспекта.
2) Автомагистраль вдоль путей МЦК от улицы Трофимова до Севастопольского проспекта, которая обеспечит связь района ЗИЛ с югом и юго-западом Москвы.»), уже проведены конкурсы по двум участкам. Третий участок - это соединение Новорижского шоссе и проспекта Багратиона, платный участок, сегодня находится в активной стадии рассмотрения, который как раз и разгрузит Новорижское направление.
Единственный наш реально крупный городской проект – это соединение дороги Солнцево — Бутово со скоростным диаметром (МСД). Таким образом, у нас все южное подбрюшье будет соединено бессветофорным скоростным движением с МСД, который пресекает весь город и по количеству машин является очень популярным. По объему машин, практически на уровне «Трешки». Так, для сравнения, по проспекту Багратиона проезжает 25 тысяч машин в сутки, а по скоростному диаметру — 400 тысяч. Разница очевидная. Соединение этого диаметра с магистралью, которая по сути является дублером МКАДа по Новой Москве — это серьезная история. Я думаю, в следующем году мы проект запустим.
Ну и традиционный мегапроект, в котором мы не останавливаемся – строительство метрополитена. Будем продолжать строить порядка шести станций в среднем в год. До 2030-го года мы построим порядка 30 станций, 2035-го – еще 30. Таких рывков, как мы строили Большую кольцевую линию метро, чтобы хоть немного разгрузить метрополитен, сейчас нет. В спокойном, плановом режиме строим Рублёво-Архангельскую ветку, Бирюлёвскую и Троицкую линии метро. Рассматриваем сейчас линию на Сколково, строим станции «Гольяново» и «Печатники». ( См. Проект развития московского метро до 2035 года)
Проект развития московского метро до 2035 года. Схема предоставлена "Комсомольской правде"
СЛОВО В ЗАЩИТУ ПЛАТНЫХ ПАРКОВОК
- У многих автомобилистов есть вопросы по платным парковкам. Например, все больше их появляется вблизи жилых домов. Правильно ли это? Не везде маркировка парковок правильно сделана...
- Если есть где-то проблема, необходимо сообщить в службу обращений Департамент транспорта, для оперативного устранения проблемных ситуаций. Я знаю, что эти жалобы оперативно отрабатываются.
С точки зрения администрирования парковки, Москва – номер один в мире. Ни одна из европейских стран и близко не стояла со своими жетончиками. У нас по телефону, мобильному приложению, смс можно оплатить всегда.
Что касается парковки возле жилых домов. Они в первую очередь устанавливаются там, где возникает трафик машин - например, поблизости от больших магазинов, бизнес центров, транспортных узлов. Для самих местных жителей – это благо, ведь это позволяет им, как резидентам, парковаться бесплатно и фиксировано в течение года. И, обычно, эти вопросы мы обсуждаем с муниципальными депутатами - насколько это необходимо и комфортно.
И второй момент – платные парковки это лайтовый вариант регулирования дорожного движения. Возьмите, например, города, которыми мы восхищаемся - Сингапур или Гонконг. В Сингапуре вам машину не продадут, пока у вас нет стационарной парковки в собственности. Право на покупку машин вообще продается на аукционах и только порядка 50% заявок удовлетворяется, а по очереди ждать 5-6 лет. Ни одного километра бесплатных дорог там вообще нет - дороги платные, парковки платные.
Стоимость парковки регулируется в зависимости от ее заполнения: свыше 80% - плата повышается. И именно для того, чтобы была возможность припарковаться. Если заполняемость ниже 80% - стоимость остается прежней.
Я с большим удовольствием отменил бы все платные парковки и ограничения. Но у нас около 8 миллионов машин в Москве и Подмосковье. Беспрецедентная насыщенность для такой относительно небольшой территории. А количество дорог на количество жителей одно из самых маленьких в мире.
- Что ждет завод «Москвич» в будущем?
- Мы занимаемся заводом, и это вынужденная мера после того как «Рено» ушло. Мы перехватили ситуацию, потому что она была кризисной для завода и для коллектива. Буквально за несколько месяцев мы восстановили производство и поддерживаем его. Сейчас выходит четвертая модель «Москвича» – «Москвич 8», кроссовер. Завод будет дальше развиваться, у нас есть целый ряд идей.
ОБНОВЛЕНИЕ ЖИЛОГО ФОНДА ДОЛЖНО ИДТИ НЕПРЕРЫВНО
- Ждать ли Москве программу реновации девятиэтажных домов?
- У нас глобальная стратегическая задача - работать так, чтобы жилищный фонд Москвы постоянно обновлялся. Ничего вечного нет. Сначала одна серия домов может устаревать, потом другая, третья, четвертая. Поэтому заканчивая основную программу реновации до 2032 года, мы должны делать заделы для перехода к другим сериям домов. Включая девятиэтажные дома.
При этом, конечно, мы насильно никого переселять не собираемся. Проходит голосование людей, это их желание, в первую очередь. Люди видят, что мы не обманываем. Мы строим дома рядом с их же домами. Строим качественное современное жилье по стоимости на 30–40% рыночных больше, чем то, что они имели.
Это сложный и затратный проект. Но город обязан этим заниматься и для будущего поколения, и чтобы наша Москва была всегда молодой.
- В августе был запущен сайт Москварталы.рф. Анонсируется, что на нем будут представлены квартиры от городского застройщика. Как это будет работать?
- Мы взяли опыт лучших девелоперов, которые работают в Москве. В основном, мы продаем жилье в домах реновации, которое остается невостребованным. И чем дальше по программе, тем больше таких квартир продается. У нас задача не только потратить деньги, но все-таки большую часть этих денег вернуть в бюджет. Это же деньги налогоплательщиков и мы хотим, чтобы этот проект был в основном окупаем для города. Необходимо этого для того, чтобы потом эти деньги были как основа для дальнейшей реновации, для дальнейших этапов обновления города, для развития социальной сферы и так далее.
Что привлекательно в этой программе – она на 100% гарантирована городом, в ней не будет обманутых дольщиков, не будет срывов сроков. Это добротные и качественные дома.
БОЛЬНИЧНЫХ КОЕК В ГОРОДЕ С ИЗБЫТКОМ
- К 2030-му году в столице будут проживать около 14 миллионов москвичей. Готова ли к этому система здравоохранения?
- Увеличение потребности в медицинской помощи нас не пугает нисколько. У нас наоборот проблема в избыточном коечном фонде. Почему это происходит? Меняются технологии лечения. Оборудование. Если раньше больной лежал на койке 14 дней, то сейчас достаточно и четырех дней. Это означает, что в три-четыре раза меньше требуется коечного фонда, чем он был ранее. Дальше это развивается до уровня того, что по отдельным заболеваниям человек вообще не ложится в больницу - он идет в дневной стационар, где ему делают операцию. Он немного отдыхает и идет домой. Потому что операции становятся малоинвазивными, высокотехнологичными и не требуют длительного реабилитационного периода. Другой вопрос, что население очень быстрыми темпами взрослеет. В 2010 году у нас было 14% населения старше 65 лет, сейчас – больше 20%. Продолжительность жизни в Москве достигла практически 80 лет, количество пожилого населения увеличивается.
Это означает увеличение кардиологической и онкологической помощи, целого ряда других специфических направлений. Поэтому мы так активно занимаемся онкологией. Построили новые онкологические центры, в том числе в больнице Логинова, реконструировали онкологические центры в Боткинской. Сейчас в этом году, запустим новую, 62-ю больницу в Сколково.
Мы активно этим занимаемся - точная диагностика, высокие технологии, эффективное лечение, своевременный диагноз и так далее. Мы готовимся, мы знаем эти тренды и учитываем их.
ОТ СПУТНИКОВОГО ИНТЕРНЕТА ДО ФАРМАЦЕВТИКИ
- В Москве появляется много новых промышленных кластеров. Какой инновационной продукцией столица сегодня может гордиться?
- Замечательно, что у нас появляются такие проекты, как производство спутников по типу «Старлинка», или практически вся линейка онкологических лекарств, или производство беспилотников, которые вызывают восхищение не только у наших коллег на линии СВО, но и на зарубежных выставках. У нас действительно много запросов на поставку на экспорт этой продукции. И это, безусловно, активное движение к созданию нового промышленного потенциала Москвы.
Сегодня у нас стоят очереди желающих работать в Москве. Только в технопарках в течение пяти лет планируем создать площади порядка 2,5 миллиона квадратных метров. Создаются целые кластеры - пищевые, микроэлектроники, фармацевтики, автомобилестроения, самолетостроения и многое другое. Москва возвращает себе флаг передового города по высоким технологиям в нашей стране.
- А кого бы вы хотели в первую очередь увидеть в Москве из новых производств?
- Для нас важно, чтобы новые производства были с высокой добавленной стоимостью, чтобы зарплата давала возможность работать в первую очередь москвичам, а не мигрантам с низким уровнем образования, чтобы это были экологически чистые производства.
- Сергей Семенович, не хотят ли московские департаменты переезжать в Новую Москву?
- Центр управления Москвой должен находиться в центре города, а не на окраине.
Другой вопрос, что в Новой Москве количество проживающих и количество рабочих мест должны быть примерно одинаковыми. На сегодняшний день в Новой Москве проживает порядка 750 тысяч жителей и было создано 300 тысяч новых рабочих мест. По количеству рабочих мест это один из самых обеспеченных округов, если не считать Центральный округ. Другое дело, что москвичи зачастую едут работать в другие округа и районы. Мы же не можем создать 100% дифференцированных рабочих мест в Новой Москве. С другой стороны движение рабочей силы, маятниковая миграция - одна из главных проблем с точки зрения трафика. И наша задача создать как можно больше разнообразных рабочих мест в разных точках Москвы.
Например, сейчас мы построили кинокластер, один из самых крупнейших в мире, это московский Голливуд. Он находится возле ЦКАДа. В Коммунарке строим Сити. Там будут находиться десятки высотных офисов. Мы точно за то, чтобы люди не перемещались лишний раз по Москве, а находили работу рядом с домом.
В СФЕРЕ МИГРАЦИИ НАДО ДОБИТЬСЯ МАКСИМАЛЬНОГО ПОРЯДКА
- Какие меры у нас в Москве власти предпринимают для упорядочивания и контроля за мигрантами на территории мегаполиса?
- Ни один народ не хочет, чтобы мигранты заполняли улицы, особенно мигранты, которые активно продвигают свое вероисповедание, в отличие от большинства людей, которые живут в этом регионе со своими обычаями. Это естественно. Но надо учитывать, что сегодняшнее политическое обострение по поводу мигрантов имеет еще и целенаправленную историю. Война всегда ведется на двух фронтах: на линии боевого соприкосновения и в тылу, где пытаются политически развалить единство нации. Так как наш народ достаточно консолидирован вокруг Президента, то находят ниши, где это можно сделать. И одна из таких немногих ниш – это межнациональная и межрелигиозная рознь. Мигранты как раз этот срез проблемы и представляют. ЦИПСО с большим удовольствием каждый инцидент подхватывают и раскручивают.
Экономически борьба с трудовой миграцией, особенно в условиях СВО, очень плохая история. Сегодня в стране работодатели не могут найти около пяти миллионов человек. Это реальный дефицит. У нас сотни тысяч молодых ребят ушли на фронт, сотни тысяч пошли работать в военно-промышленный комплекс, где в разы увеличился оборонзаказ. Сегодня изгнать мигрантов можно, но это приведет к серьезным экономическим последствиям. Кому выгодно?
По поводу преступлений: за последние 10 лет у нас практически на треть уменьшились все виды преступлений мигрантов против личности.
Тем не менее, всё равно нужно работать над тем, чтобы добиваться максимального порядка в этой сфере. Поэтому правительство Москвы при поддержке президента получило разрешение на проведение целого ряда экспериментов на территории московского региона. Первое. Во всех аэропортах введен биометрический контроль мигрантов: Шереметьево, Внуково, в Домодедово, Жуковском. Прежде чем пройти границу мигрант сдает биометрию - фото и отпечатки пальцев. Затем в Миграционном центре мы получаем данные его генома. То есть у нас на мигранта есть отпечатки пальцев, его биометрическая фотография и его геном. Эта биометрия ложится в основу базы ФСБ и МВД, чтобы в дальнейшем контролировать мигрантов. С учетом этого, в Москве работает система распознания лиц. При необходимости, мы всегда будем точно знать, где мигрант находится.
Более того, 1 сентября вводим еще одну систему по аналогии с системой социального регистра времен ковида, где нужно было отправлять фотографии своего местонахождения через приложение. Аналогичная программа вводится для мигрантов, мы будем знать его местонахождение.
Кроме того, мы вводим электронную карту мигранта, в которую будут занесены все данные о мигранте. Через QR-код полицейский может узнать о нем все - когда он приехал, на какой период, где устроен, есть ли миграционные нарушения или нет. Если красным горит нарушение, полицейский должен его задержать. Если зеленым, вопросов нет.
Речь идет о миллионах мигрантов, которые находятся в Московском регионе и для контроля требуются серьезные технологичные решения . Всё это абсолютно точно повысит порядок в этой сфере.
«ПЕРЕИМЕНОВАНИЯМИ ЗАЙМУСЬ, КОГДА ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО БУДЕТ»
- Каждый раз, когда на Украине переименовывают улицы в рамках борьбы с советским прошлым, всегда начинается рубка в интернете: «Ну, а чего же мы терпим?». И всегда вспоминают: в Москве есть улица Леси Украинки, в Москве есть набережная Тараса Шевченко, станция метро «Киевская». Что ответить этим людям?
- Вы же читаете, что президент говорит: украинский народ – это братский народ. То, что сегодня во главе правительства Украины стоят какие-то придурки, это не означает, что надо разорвать связь с самим народом, поменять названия и сказать, что мы вас теперь ненавидим. Это будет безответственно.
Что касается советских названий - многие помнят историю о попытках переименования станции метро «Войковская». Она же в честь цареубийцы Войкова. Помните, что из этого получилось? Большинство москвичей сказали: «Да нам вообще всё равно, кто был Войков. Мы просто выросли на улице Войковской. Это звук такой, к которому мы привыкли исторически. Ничего не собираемся переименовать». Слава богу, у нас есть система голосования, которая называется «Активный гражданин», где очень просто выясняются эти вопросы.
Что касается меня, ну, когда мне совсем делать нечего будет, я начну топить за переименования. А пока мне без этого хватает проблем и задач.
ВКЛАД В ПОБЕДУ
- Сколько москвичей отправились на СВО? И как мы нашим парням и девушкам помогаем?
- Сегодня около 90 тысяч москвичей находятся в зоне проведения СВО. Это те, кто были мобилизованы или пошли по контракту. Часть ребят, это профессиональные военные. Вы знаете, что Москва при заключении контрактов делает большие разовые выплаты и ежемесячные доплаты. Помимо этого, конечно, мы оказываем большую помощь Минобороны – это производство беспилотников, бесплатная поставка значительной их части, поддержка ПВО, которая обеспечивает безопасность московского региона и центрального округа. Поддержка ВПК, включая строительство производственных площадей, которые мы передаем под нужды оборонно-промышленного комплекса – это основа для того, чтобы обеспечить необходимым наших ребят с точки зрения вооружения.
Кроме этого, огромное волонтерское движение направляет гуманитарную помощь нашим бойцам. Вы знаете, мы занимались строительством оборонительных сооружений, поддерживали создание противовоздушного рубежа в Курской, Белгородской, Брянской областях. В Москве находятся крупнейшие госпитали по лечению наших раненых ребят. В Вороновском создан крупнейший реабилитационный центр в стране. Мы, конечно, занимаемся и семьями военнослужащих. Тем, кто закончил службу и пришел в город – помогаем с реабилитацией, лечением и трудоустройством. Создана огромная система поддержки военнослужащих.
- Каков вклад Москвы в восстановление Донбасса в целом?
- Мы занимаемся городами-побратимами Луганском и Донецком. Занимаемся не разово, а на системной основе. Постоянно, целый год и каждый день. Восстанавливая, ремонтируя тысячи объектов – жилые дома, детские сады, школы, больницы, благоустраиваем дороги, восстанавливаем коммунальные сети и так далее. Сейчас одна из серьезных задач – это восстановление районов Донецка, находившихся под прямым огнем артиллерии. Сегодня противник отодвинут, и мы со следующего года системно уже зайдем и в эти районы – там работы непочатый край.
НАМ НЕ НУЖНО КОПИРОВАТЬ СИНГАПУР ИЛИ ГОНКОНГ
- Какие практики зарубежных городов вам хотелось бы в Москву перенести? И наоборот – зачем к нам ездят учиться из-за рубежа…
- То, что мы делали в Москве было основано на международном опыте развития современных городов. Комфортный город, создание пешеходной инфраструктуры, доступный транспорт, системы здравоохранения, образования, экономика услуг – это мировые тренды, конечно, их надо понимать.
Сегодня Москва, с этой точки зрения - один из международных лидеров. По образованию, например, в международных рейтингах мы одни из первых. В экономике мы сегодня занимаем третье место в мире по паритету покупательной способности. Это серьезный показатель. По динамике развития давно уже обогнали всех наших европейских коллег. Правда, есть, конечно, Восток – это Китай, страны развивающейся Юго-Восточной Азии. Но у них там своя специфика. Там очень хороший опыт с точки зрения технологий строительства ВСМ, метрополитена, системы автомобилестроения, поддержки инноваций – вот этому можно поучиться.
КРУГОМ ВОДА
- Продолжится ли очистка Москвы-реки? Можно ли достичь того, чтобы в реке можно было бы плавать безопасно?
- Сегодня купаться можно, в основном, на севере и в центре столицы. В южной части Роспотребнадзор пока считает, что недостаточно чисто в реке. Мне кажется, что у нас еще и требования одни из самых высоких в мире. За последние десять лет количество нефтепродуктов в Москве-реке уменьшилось в два раза. Плюс у нас есть целый флот по очистке. Ну и важнейший фактор загрязнения – это машины. Слава богу, они тоже становятся чище, переходят на двигатели класса Евро-4, Евро-5. Соответственно, меньше в воду сливается все это. Поэтому в любом случае наша река будет с каждым годом становиться все чище и чище. Я надеюсь, что в Москве-реке скоро на всем ее протяжении можно будет купаться.
- К 2030 году в городе запланировано открытие 125 открытых бассейнов. Не многовато?
- Параллельно с очисткой, рекультивацией прудов мы решили создать программу искусственных водоемов. Целый пляжный город построен на «Острове мечты». Аналогичный проект, еще больше в несколько раз, планируется в Мневниковской пойме. Это будет самый крупный в мире проект с точки зрения открытых бассейнов. В районе Северного речного вокзала бассейны уже экономически окупили себя.
Наша задача – чтобы в каждом районе в шаговой доступности были такие объекты. Появляются новые проекты. Пионерский пруд в Парке Горького – в котором теперь есть специальная очистка. Разрешено купание, можно загорать.
Будем делать пляжных мест больше, чем в Сочи.
700 КИЛОМЕТРОВ ИСКУССТВЕННОЙ ЛЫЖНИ
- Планируется ли аналогичная программа развития для зимних видов спорта?
- Столкнулись с климатической проблемой. У нас зима то есть, то ее нет. Для себя приняли решение создать искусственную зиму – построить в Москве 700 километров лыжни, в значительной степени с искусственным оснежением. Сделать во всех районах, так, чтобы, несмотря на капризы погоды, у москвичей была возможность семьей заниматься беговыми лыжами. У нас есть проекты и с горками, конечно, но их не так много. В Новой Москве достраиваем горку большую горнолыжную. Плюс новый проект запускаем всесезонных спортивных площадок. Летом – футбол, волейбол, баскетбол, а зимой — каток. Катков в Москве их около тысячи, но на самом деле реально многие не работают. Поэтому мы создали искусственный лед в парках, в районах. В «Лужниках» в этом году создадим самый крупный искусственный лед. Там активное строительство идет.
ЗА ТУРИСТИЧЕСКИЙ ВЪЕЗД В ГОРОД ПЛАТУ БРАТЬ НЕ БУДЕМ
- 12 миллионов путешественников посетили Москву за первые полгода. Большой рост. Ряд городов и регионов в такой ситуации вводят туристический налог. Рассматривала ли Москва такую идею?
- Не собираемся. Зачем? До 2010 года был платный вход в наши городские парки. Во-первых, это неудобно очень, а во-вторых, за что платить?
Мы освободили людей от этой платы, но внутри парков появилось много платных аттракционов и мероприятий. Также и по туризму. Вопрос не в том, чтобы ты въехал. Важно, чтобы ты поселился легально в гостинице, пошел в ресторан, заказал экскурсию. Валовый продукт от туризма в Москве достиг 1,7 триллиона рублей в год – это значимая часть экономики. Поэтому взимать дополнительные туристические сборы – какой смысл?
- В Москве много хороших ресторанов, так что иногда даже сложно между ними выбрать. Раньше были такие мишленовские звезды. Москва не хочет сделать собственную систему оценок ресторанов?
- Москвичи и так знают, где хорошие и плохие рестораны. Есть система «Яндекс», которая оставляет отзывы о ресторанах. У них есть свой рейтинг, баллы и так далее. Мишленовские звезды – международная система – она нужна не столько для москвичей, сколько для иностранных туристов. Поэтому я надеюсь, мишленовские звезды вернутся в Москву. Тем более что по уровню кухни Москва может соперничать с любой страной мира.
ПРИЮТЫ НА 15 ТЫСЯЧ ЖИВОТНЫХ
- Во многих регионах огромная проблема – это бродячие животные. А в Москве ее нет. Поделитесь секретом?
- Ничего сложного нет – создана система волонтерских организаций, которые занимаются приютами для животных. Мы поощряем их, выделяем землю для строительства, даем гранты, субсидии. В целом, в городской системе содержатся 15 тысяч кошек и собак. Содержим до конца жизни. Но при этом мы постоянно проводим выставки, чтобы люди забирали себе этих животных. Ничего там такого сложного нет, поэтому мы готовы делиться своим опытом.
- Москву в этом году заливали поистине тропические ливни. Нам пора привыкать к тому, что лето теперь будет таким? Как будет климат в городе дальше меняться?
- Как бы он не менялся будем делать все чтобы москвичам было комфортно в городе.
БЛИЦ
- Над вашим образом работает стилист?
- Над моим образом работает нежелание ходить в костюме и в галстуке. Потому что за 45 лет чиновничьей жизни они мне успели надоесть.
- Сколько часов длится рабочий день мэра?
- Он ненормированный. Иногда ты просыпаешься в четыре часа утра, а потом заснуть не можешь – думаешь о проблемах, которые днем не решил. Наверное, ни один человек не скажет, что это рабочий день, но ты так живешь. Ты просто этим живёшь.
- А как вы отдыхаете?
- Следую заветам отца. Когда мы с ним в тайгу ходили, я спрашивал: «Отец, ты почему вообще не отдыхаешь?» А он говорит: «А я не устаю».
- А отпуск у мэра бывает?
- В обычном понимании нет.
- Вы какую книгу сейчас читаете?
- Обычно одновременно читаю две-три книги . Из последних – документальная история, связанная с началом Великой Отечественной войны. Еще воспоминания о Столыпине – человек пытался реформировать действительность и очень много думал о развитии страны. Когда читаешь, понимаешь, что по прошествии ста лет мы иногда бьемся над теми же проблемами.
- А домашние животные есть у вас?
- Я уже с детства привык, что собака рядом находится…
- Это собака, которую вы из приюта взяли?
- В том числе, да.
- Какой будет Москва через пять лет?
- Такой же, как сейчас, только на пять лет лучше.
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27742/5133043/