

В российской общественной мысли и — шире — российском общественном мнении с давних времен существует какая-то странная и очень старая тенденция смешивать или даже отождествлять сильную власть и самодурство, то есть принятие руководителями иррациональных решений в очень большой степени под влиянием эмоциональных факторов.
Разумеется, это не так. Никакое государство не может существовать долго, если власть в нем могут захватить люди, действующие безрассудно. Поэтому общества создают социальные механизмы, которые не дают иррациональным лидерам прийти к власти даже в абсолютных монархиях. В конечном итоге всё сводится к тому, что принятие решений — это процесс, отличный от их выработки.
В разных странах к власти приходят люди с самым разнообразным образованием и подготовкой. Главами государств могут стать военные, партийные или парламентские политики, чиновники и бюрократы, поэты и драматурги или даже сотрудники специальных служб.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев по образованию и жизненному опыту — дипломат, причем блестящий. Собственно, все успехи республики, особенно заметные на фоне соседних стран, во многом связаны с его внешнеполитическими и внешнеэкономическими победами. Однако здесь следует помнить: сама природа власти предполагает, что в любой стране она определяется не внешнеполитическими, а внутриполитическими отношениями и балансами интересов.
Дипломатия — искусство возможного, и Ильхам Алиев — умный, опытный, расчетливый дипломат, отлично умеющий просчитывать риски, соизмерять имеющиеся силы и средства и целеполагание — хорошо понимает, что в обостряющемся противостоянии с Россией позиции Азербайджана уязвимы. Причем речь здесь должна идти не столько о том или ином воздействии на российских граждан азербайджанского происхождения, среди которых есть очень достойные, уважаемые и авторитетные люди в нашей стране, сколько об ущербе, который Россия в состоянии нанести нефтегазовому сектору Азербайджана, как в области ограничения возможностей нефтеэкспорта, так и в виде прямых ударов по объектам украинской нефтяной инфраструктуры, принадлежащим азербайджанским инвесторам.
Политический блеф совершенно не свойственен Ильхаму Алиеву, это не его стиль. Он хорошо понимает, что умение блефовать — это не наука, которую можно выучить в МГИМО, а, скорее, искусство, своего рода природный талант, который всегда создает лишние (иногда, правда, бывает и нелишние) риски.
Из этого можно сделать вывод: причины того, что Баку столь рискованно повышает ставки в дипломатической игре, лежат не столько во внешнеполитической, сколько во внутриполитической сфере. Азербайджан рискует, усиливая дипломатическое давление на Россию, не из-за внешней политики, а из-за внутренних проблем.
Внешняя политика любой страны — это ведь не единая, монолитная, целенаправленная воля всех жителей этого государства, а всегда компромиссная, результирующая от столкновения разнонаправленных позиций множества политических акторов. Это вектор, отражающий внутригосударственные конфликты интересов между различными социально-экономическими и политическими силами.
Особенностью политической культуры Азербайджана служит то, что внутренние конфликты — политические, экономические или социальные — редко проявляются в публичной сфере, будь то в СМИ или в блогах. Например, мы совершенно ничего достоверно не знаем о позициях по политическим вопросам азербайджанских военных, а у них, несомненно, есть свои корпоративные интересы. Ничего нам неизвестно и о региональных политических кланах и их потребностях. Перечень этот можно продолжать бесконечно.
Сегодня Ильхам Алиев, видимо, устраивает всех в Баку, но будет ли так всегда и какие возможности есть у его потенциальных оппонентов? Власть ведь искушает любого, а президент должен обладать возможностью компенсировать попытки нарушить баланс сил со стороны тех, кто обладает возможностью дестабилизировать ситуацию в Азербайджане.
Именно с этих позиций, с анализа внутриполитической ситуации в Баку и следует оценивать, что сейчас происходит в отношениях с Азербайджаном. Причем по возможности нужно искренне пытаться понять, что происходит там в кулуарах, и на основе этого строить прогнозы, что ожидать от азербайджанской стороны дальше, что их толкнуло на игру ва-банк и готовы ли они забрать свою ставку назад.
Уязвимость критических для Азербайджана позиций в части нефтяного сектора и тот самоочевидный факт, что у Москвы и Баку слишком много общих интересов, чтобы окончательно рассориться, в принципе должна исключать саму постановку вопроса о радикальном, окончательном и бесповоротном охлаждении или даже разрыве отношений. К тому же тесное сотрудничество Азербайджана и Израиля во время недавнего конфликта Ирана и еврейского государства сильно испортило отношения Баку и с Тегераном. А Ильхам Алиев отлично понимает, что ссориться одновременно с несколькими сильными соседями — довольно плохая идея.
Важно помнить, что содержательная сторона конфликта — проблема задержанных в России азербайджанцев — не должна вызывать особых сложностей при справедливом и беспристрастном рассмотрении. Объективная сторона дела, корректность или некорректность претензий задержанных станет известна очень скоро.
При таком контроле со стороны руководства России, общественного мнения и иностранных государств не должно вызывать сомнений, что те, кто станет проводить внутреннее дознание и, в случае необходимости, следствие, будут действовать предельно скрупулезно и тщательно и окончательное решение окажется справедливым, что должно привести к нормализации отношений между двумя странами.
Автор — доцент кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ, член центрального совета независимого профсоюза «Новый труд»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора